10 Ноября, 2020 Вторник

Передовые технологии в строительстве дорог: качество и безопасность

Москва
В архиве
Передовые технологии в строительстве дорог: безопасность, качество и экономическая эффективность

В перспективе до 2030 года по прогнозам «РБК Исследования рынков» в России ожидается строительство и реконструкция 31 200 км федеральных и региональных автомобильных дорог, в том числе скоростных дорог и автомагистралей. При сохранении практик строительства дорог с применением только битумных вяжущих к 2025 году до 63% нефтяных дорожных битумов, производимых в России, будет направляться на строительство новых участков дорог и реконструкцию существующих. При таких условиях битума не хватит на текущий ремонт обширной российской дорожной сети. Помочь достижению поставленных целей в области дорожного строительства может внедрение современных технологий строительства дорожных покрытий и оснований из цементобетона, которые обеспечивают как минимум 50-60% экономию средств на 30-летнем периоде жизненного цикла дорог. Как увеличить сроки службы дорожных одежд и покрытий и одновременно снизить затраты на строительство, ремонт и содержание дорог? В чём преимущество цементобетонных покрытий и почему их практически нет в России? Как обеспечить безопасность дорожного движения? Каких технологий не хватает российскому дорожному строительству? Ответы на эти и другие вопросы обсудят представители власти и ведущие эксперты рынка.

В рамках конференции будет представлена презентация «РБК Исследования рынков», раскрывающая перспективы развития технологии строительства автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями в России.

Трансляция начнётся в 15:00 и будет доступна на следующих источниках:
- на странице РБК Конференции Facebook
на YouTube-канале РБК Конференции

В архиве
Модератор
Элина Тихонова
ведущая телеканала РБК
Приглашены к участию
Григорий Волков
директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, Министерство транспорта Российской Федерации
Игорь Астахов
заместитель председателя правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» по эксплуатации и безопасности дорожного движения
Павел Серватинский
директор Департамента металлургии и материалов, Министерство промышленности и торговли РФ
Александр Рольбинов
вице-премьер правительства Калининградской области
Виктор Ушаков
президент Ассоциации бетонных дорог, д.т.н., проф., заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ

В.В. Ушаков известный педагог и ученый в области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, внесший существенный вклад в повышение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, совершенствование технологии строительства и ремонта цементобетонных покрытий дорог и аэродромов, расчет и конструирование дорожных одежд.

В.В. Ушаков хорошо известен специалистам как крупный ученый-дорожник. Он - автор более 200 печатных работ, в том числе 3 монографий, 10 учебников и учебных пособий по проектированию, строительству и эксплуатации дорог, имеет авторские свидетельства на изобретения и патенты. Им разработан целый ряд отраслевых нормативных документов. Под редакцией В.В. Ушакова составлен «Справочник дорожных терминов» (2005 г.), издан базовый учебник для вузов России и стран СНГ: «Строительство автомобильных дорог» (2015 г.).

С 2010 г. В.В. Ушаков заместитель Председателя научно- технического совета Государственной компании «Российские автомобильные дороги», председатель диссертационного совета ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации по специальности 05.23.11. «Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей».

В.В. Ушаков - член редколлегии журналов «Наука и техника в дорожной отрасли» и «Автомобильные дороги»

За успехи в научной и педагогической деятельности награжден почетным знаком Российской академии естественных наук «За заслуги в развитии науки и экономики», а также знаками «Почетный работник высшего профессионального образования России», «Почетный дорожник РФ» и «Почетный транспортный строитель».

Александр Рязанов
генеральный директор «Меридиан»
Алексей Суровцев
технический директор «Институт «Стройпроект»
Сергей Хитров
руководитель аналитической группы РБК Исследования рынков
Павел Дорохин
депутат ГД РФ, член комиссии ГД РФ по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства
Игорь Старыгин
генеральный директор Ассоциации «РАДОР»
10 ноября 2020, вторник
15:00 — 16:30
Среди тем:
Реализация нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры»
Строительство и реконструкция федеральных и региональных дорог: ключевые задачи и направления
Эффективное партнерство бизнеса и государства в рамках дорожного строительства
Перспективы развития технологии строительства автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями в России
Инновационные технологии строительства бетонных дорог: как создать качественную дорожную сеть?

Опережая время: Как передовые технологии позволят увеличить срок службы дорог в России

Темпы развития дорожного строительства и транспортной инфраструктуры в России увеличиваются с каждым годом. Этому способствует внедрение технологий, благодаря которым срок службы российских дорог увеличивается на несколько десятков лет. О том, каких результатов удалось достигнуть в этой сфере и что еще предстоит сделать, рассказали участники онлайн-конференции «Передовые технологии в строительстве дорог: безопасность, качество и экономическая эффективность», прошедшей 10 ноября на площадке РБК. Модератором встречи выступила Элина Тихонова, ведущая телеканала РБК.

Директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Григорий Волков в своём обращении к участникам конференции отметил, что без строительства и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений невозможно достичь опережающих темпов экономического развития. Сейчас ведется подготовка новой редакции паспорта нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в который предложено включить мероприятия по приведению в нормативное состояние мостов и строительству путепроводов. Также с 2025 года предлагается сосредоточить усилия дорожников на приведении в нормативное состояние наиболее важных региональных дорог, которые войдут в разрабатываемую Минтрансом опорную сеть РФ (170 тыс. км из 500 тыс. км), с целью их приведения к 2030 году до 85% норматива. Это позволит достичь показателя по общему состоянию региональной сети до 60%.

«Дорожное хозяйство в России сейчас находится в состоянии стабильного развития», — считает заместитель председателя правления Госкомпании «Автодор» Игорь Астахов. Он отметил, что благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Комплексному плану модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры» (КПМИ) решаются задачи по приведению в нормативное состояние региональных дорог, а также ведется реконструкция и строительство магистральных трасс. В частности, к 2024 году около половины региональных дорог и 85% трасс в городских агломерациях должны быть приведены в нормативное состояние.

Асфальт или бетон

Игорь Астахов отметил, -«У нас в стране большая часть дорожных покрытий построена из асфальтобетона. Естественно, что такие покрытия нужно постоянно обновлять и ремонтировать, поскольку срок их службы меньше, чем у цементобетонных. Сейчас внедряются две новые системы приготовления и укладки асфальтобетонных смесей, что сужает возможности применения брака». Также спикер подчеркнул, что «Цементобетонные покрытия–долговременные, их гарантированный срок службы без ремонта составляет 20-25 лет в отличии от асфальтобетонных — до 12 лет. Существуют такие участки автодорог с цементобетонными покрытиями, которые не приходилось ремонтировать и по 30 — 40 лет. Поэтому на самых загруженных участках дорог с высокой интенсивностью движения — строительство цементобетонных покрытий является целесообразным».

В свою очередь, депутат Госдумы РФ, член комиссии по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства Павел Дорохин отметил, что несмотря на развитие отрасли дорожного строительства, существуют и текущие проблемы, которые возможно решить только при внедрении цементобетонных технологий.

«Я направил в профильные федеральные министерства обращение о необходимости реализации нацпроектов и целевых программ в сфере дорожного строительства в качестве мер для преодоления кризиса. В частности, обратился в Минтранс РФ с указанием главных достоинств цементобетонных дорог, которые более долговечны, ведь срок их службы может достигать 50 и более лет», — рассказал Дорохин.

Он отметил, что высокая долговечность бетона позволяет сократить расход на содержание и ремонт до минимума, поэтому за период жизненного цикла цементобетонные покрытия дешевле по сравнению с асфальтобетонными на 40-50%.

«В то же время цементная отрасль России уже более 10 лет функционирует в условиях существенного профицита производственных мощностей. Загрузка действующих в России цементных производств составляет от 48 до 53%. С учетом новых кризисных явлений в стране меры стимулирования спроса на цемент, предусмотренные Стратегией развития в России промышленности строительных материалов до 2030 года, становятся особенно актуальными», — подчеркнул Дорохин.

Запас стройматериалов

Директор департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Павел Серватинский сообщил, что загрузка цементной отрасли в России сейчас составляет лишь 45%, и ключевой точкой роста для развития этого направления является строительство новых дорог.

«У нас есть статистика дорожных одежд с жестким покрытием — это порядка 1%, в то время как в Европе показатель доходит до 40%. Это наша ключевая точка роста», — отметил Серватинский.

Он добавил, что в России существует достаточный запас промышленных стройматериалов, средняя загрузка по производству стройматериалов доходит до 60%. «Поэтому, если мы выполняем показатели нацпроектов, то мы дозагружаем наши мощности до 85-90%. Промышленность сегодня готова для развития дорожного строительства как в количественном, так и в качественном выражении», — подчеркнул представитель Минпромторга.

Павел Серватинский отметил, что ведомство также оказывает финансово и нефинансовые меры поддержки производителям композитных материалов для дорожного строительства. Кроме того, Минпромторг совместно с Минприроды намерены стимулировать использование отходов в строительных материалах и законодательно закрепить понятие вторичных материальных ресурсов.

Состояние дорог

«Протяженность региональных автомобильных дорог в России сегодня составляет 508 тыс. км, при этом доля их нормативного состояния оценивается лишь в 44%», — рассказал генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.

«Примерно половина дорог построены 20-30 лет назад под действующие в то время нагрузки до 6,5 тонн. Лишь небольшая часть, порядка 25 тыс. км, рассчитаны под современные нагрузки. Субъекты с учетом больших задач, поставленных нацпроектами, заинтересованы в эффективном использовании финансовых ресурсов и строительстве современных дорог», — отметил Старыгин. Он подчеркнул, что для развития дорожного строительства необходима разработка качественной проектной документации и применение долговечных цементобетонных покрытий.

«Для начала работы и сравнения различных подходов к строительству дорог, должны быть специализированные организации, которые предметно занимаются этим видом деятельности. Это направление — будущее отрасли, надо не бояться быть первопроходцем и начинать прокладывать дорогу», — констатировал Старыгин.

Вице-премьер правительства Калининградской области Александр Рольбинов отмечает, что строительство цементобетонных покрытий является сложным процессом, однако такие технологии позволяют увеличить срок службы и снизить стоимость в рамках эксплуатации.

Он добавил, что в этом году в Калининграде при строительстве двух участков дорог был применен цементобетон при устройстве дорожных покрытий. «Мы хотим посмотреть, как они будут себя вести в обслуживании и эксплуатации, и тогда определимся более кардинальным образом», — подчеркнул спикер.

«В России пока нет большого опыта в проектировании и эксплуатации современных автодорог с цементобетоннымм покрытиями, — отметил технический директор «Институт «Стройпроект» Алексей Суровцев. — На текущий момент доля таких дорог не превышает 2% от общей протяженности, поэтому в основном подрядчики ориентированы на строительство дорог с асфальтобетонным покрытием».

«Однако, это не должно являться причиной отказа от применения цементобетонных технологий и от реализации первых шагов в этом направлении, — подчеркнул спикер. — Я убежден, что доля строящихся цементобетонных дорог в России должна увеличиваться».

Президент Ассоциации бетонных дорог, д.т.н., проф., зав. кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ Виктор Ушаков в своем выступлении рассказал об особенностях строительства цементобетонных покрытий и развеял мифы о невозможности строительства бетонных дорог в России. «Низкий срок службы асфальтобетонных покрытий приводит к высоким затратам на содержание дорог, — отмечает профессор. — Если мы продолжим строить дорожные одежды, которые не могут воспринимать тяжелые транспортные нагрузки, то будем постоянно заниматься ремонтом и не решим проблему бездорожья в России».

«Как показывает мировой опыт, решить проблему возможно за счет широкого применения минеральных вяжущих и цементобетона в конструктивных слоях дорожных одежд. Примеры США, Китая, Германии, Испании, Бельгии, Канады показывают, что такие дороги довольно долговечны. Сегодня в России есть все условия, чтобы строить автомобильные дороги из бетона, — отмечает Ушаков. — Разработаны и внедрены в мировую практику новые технологии строительства, которые предполагают полную механизацию и автоматизацию основных процессов по укладке и уплотнению бетонных смесей, отделке поверхности бетона, уходу за бетоном и устройству деформационных швов. Бетоноукладчики со скользящими формами за один проход машины выполняют весь комплекс работ по устройству дорожного покрытия. Создано новое поколение бетонов повышенной прочности и долговечности. Сегодня отсутствует дефицит качественных цементов. Цена на цемент стабильна».

Генеральный директор «Меридиан» Александр Рязанов поделился, что при проектировании дороги «Европа — Западный̆ Китай̆» изучался опыт строительства дорог с цементобетонным покрытием в Белоруссии и Казахстане, где трассы показали свою износоустойчивость спустя 10 лет с момента их создания.

«Сегодня содержание автомобильной дороги первой категории без ремонта обходится в 4 млн рублей в год. Мы подсчитали, что на содержание бетонной дороги понадобится не более 2 млн рублей. Ремонт такой дороги будет необходим только через 20-25 лет. Поэтому ее содержание гораздо дешевле», — подчеркнул спикер. По его словам, при выборе в пользу цементобетонного покрытия необходимо соблюдать технологию укладки, поскольку ошибки в строительстве такой дороги могут привести к большим проблемам.

«Необходимость строительства цементобетонных покрытий в России обусловлена многими факторами, — рассказал руководитель группы аналитиков, РБК Исследования рынков Сергей Хитров, — Постоянный рост автомобильного парка, а также несоблюдение весогабаритных ограничений при перевозке грузов способствует деформации и разрушению автодорог, а также ведет к снижению средней скорости транспортных средств и увеличению количества вредных выбросов в атмосферу.

«Решить указанные проблемы поможет строительство новых дорог и реконструкция старых участков с применением современных технологий и материалов», — отмечает аналитик. Наиболее прогрессивные страны — США, Германия, Китай — активно развивают дорожное строительство с применением цементобетонных технологий. В США построено наибольшее количество дорог в мире — около 6,6 млн км. Доля дорог с цементобетонными покрытиями составляет около 65,3% от общей протяженности дорог, имеющих статус автомагистралей. Китай по протяженности цементобетонных покрытий занимает вторую позицию: около 90 тыс. км автомобильных дорог построено с этим типом покрытий. Это составляет более 60% от общей длины автомагистралей. Следом за США и Китаем располагается Германия с показателем 30% от протяженности дорог со статусом магистралей.

Сергей Хитров отметил, что по прогнозам «РБК Исследования рынков» до 2030 году в России ожидается строительство и реконструкция 31 200 км федеральных и региональных дорог, а также скоростных дорог и автомагистралей. При сохранении практики строительства дорог исключительно с помощью асфальтобетонных технологий к 2025 году до 63% нефтяных дорожных битумов, производимых в России, будет направляться на строительство новых участков дорог и реконструкцию существующих. При таких условиях битума не хватит на текущий ремонт обширной российской дорожной сети.

Поскольку в условиях острого дефицита битума задачи текущего ремонта дорожной сети будут более актуальными, нежели продолжение масштабного строительства новых автомобильных дорог по ряду экономических причин, то это может привести к срыву реализации «КПМИ» и нацпроекта «БКАД».

Учитывая прогнозируемые объемы дорожного строительства, недостаток производства нефтяных дорожных битумом будет ощущаться уже к 2022 году, а к 2025 потребуется дополнительно до 2 млн тонн продукции. Кроме того, в условиях сокращения добычи нефти из-за пандемии коронавируса указанная проблема может усугубиться в случае, если снижение добычи будет продолжаться дольше полугода. Однако, достичь поставленные цели нацпроекта может внедрение строительства цементобетонных покрытий, которые более экономичны в рамках 30-летнего период эксплуатации.

«В перспективе до 2030 года в России запланировано строительство почти 8 тыс. км дорог по крупным проектам (новые скоростные магистрали и федеральные трассы, обходы городов и крупные региональные проекты). Суммарные затраты на 30-летний цикл строительства, ремонта и эксплуатации 8 тыс. км автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием потребует порядка ₽1 991 млрд руб. в ценах 2019 года. В случае применения технологии строительства дорог с цементобетонными покрытиями будет сэкономлено 40% — ₽898,5 млрд руб», — отметил Хитров.

По итогам обсуждения участники встречи пришли к общему мнению о необходимости расширения проектирования и строительства автодорог с цементобетонными покрытиями в России, что позволит увеличить сроки службы дорог и в значительной степени снизить эксплуатационные затраты на их ремонт и содержание в рамках жизненного цикла. Решение о выборе типа дорожной одежды должно приниматься исходя из экономической целесообразности, а российским дорожникам доступен весь спектр современных технологий: как асфальтобетонных, так и цементобетонных.

Информационными партнерами конференции выступили: журнал «Строительная Орбита», журнал «Автомобильный транспорт», журнал «Транспортная стратегия – XXI век», журнал «Дороги и транспорт», журнал «Автомобильные дороги», журнал «ДОРОГИ. Инновации в строительстве», газета «Транспорт России».