30 Ноября, 2022 Среда

Public talk Банка ЗЕНИТ: «Стратегии и вызовы нового времени»

Онлайн
В архиве

Как трансформируется финансовая отрасль страны, что происходит прямо сейчас, какие тренды принес 2022 год, обсудим с председателем правления Банка ЗЕНИТ Александром Тищенко.

Среди тем:

  • Банки в новой экономической реальности: как пережить кризис?
  • Розница: какие продукты пользуются максимальной востребованностью?
  • МСП: как изменились потребности клиентов-юрлиц по сегментам?
  • Инвестиции: какие инструменты инвестирования показали себя наиболее надежными и прибыльными в кризисных условиях?
В архиве
Модератор
Кирилл Токарев
шеф-редактор и ведущий телеканала РБК
Спикеры
Александр Тищенко
председатель правления Банка ЗЕНИТ

Public talk Банка ЗЕНИТ

30 ноября состоялся организованный РБК public talk Банка ЗЕНИТ: «Стратегии и вызовы нового времени». Александр Тищенко, председатель правления Банка ЗЕНИТ, поделился видением того, как трансформируется финансовая отрасль России, какие тренды принес 2022 год.

Кирилл Токарев, шеф-редактор и ведущий телеканала РБК, задал Александру Тищенко вопросы об изменениях потребительского поведения и о том, как в ответ на это трансформируются банковские инструменты и сервисы. В ходе беседы председатель правления Банка ЗЕНИТ рассказал о том, какие продукты востребованы, как изменились потребности бизнеса, какие инструменты инвестирования показали себя наиболее надежными и прибыльными в кризисные дни.

— Наступление новой глобальной экономической реальности все более очевидно. Как быстро меняется рынок и каков вектор трансформации?

— Да, те изменения, с которыми мы столкнулись в начале года, говорят о том, что у нас новый рынок, который в целом переориентирован на Восток, рынок, который заставляет нас заключать новые контракты, работать с новыми партнерами, позволяет нам предлагать новые продукты. Мы развернулись от ранее доступных, понятных, известных нам рынков к новым. Замечу, что изменения произошли всего за несколько месяцев и, на мой взгляд, они фундаментальны.

— Как нынешние изменения отражаются на российском банковском рынке?

— В банковской среде топ-15 банков за последние десять лет впервые снизили свою долю в целом по рынку. Никто этого не ожидал, и это доля была занята прежде всего средними банками. И, безусловно, значимым изменением стало то, что появляются новые потребности клиентов и запросы. Возможности для развития есть для всех игроков, но те, кто оказался лучше подготовлен, смогли воспользоваться ситуацией.

— Не рушатся ли привычные банковские модели?

— Модель универсального банка переживает кризисные, порой шоковые явления, которые случились в начале этого года, более устойчиво. Она готова к тому, чтобы перераспределять потоки в рамках разных бизнес-направлений и предлагать актуальные продуктовые решения. Эта модель работает давно, и фундаментальных изменений здесь не происходит.

— Как Банк ЗЕНИТ воспользовался ослаблением гравитации государственных банков и 15 крупнейших банков?

— Банк ЗЕНИТ — универсальный банк. К моменту кризиса мы обладали достаточно широкой инфраструктурой партнеров и контрагентов, которые работали с нами долгие годы. Да, недавно мы стали развивать розницу, малый и средний бизнес, поэтому смогли предложить сбалансированную линейку. На самом деле все то, что мы нарабатывали много лет до этого и старались сохранить, срабатывает в самый неожиданный момент. К примеру, кто бы мог спрогнозировать, что карты UnionPay будут настолько привлекательны и востребованы на рынке сегодня?

— Есть информация от крупных банков, что ряд клиентов, которые обслуживались в них десятилетиями, начал пользоваться услугами в том числе средних банков. У ЗЕНИТА фиксируется появление новых клиентов?

— Определенный переток клиентской базы существует, клиенты стали смотреть шире на рынок. Если ранее мы занимали у ряда крупных клиентов 4–5-е место в линейке и не воспринимались как банк первого выбора, то сегодня для многих клиентов ЗЕНИТ оказывает широкий перечень услуг. И да, безусловно, они получают тот же уровень сервиса и скорость, к которым привыкли при обслуживании у крупных игроков.

— Способны ли средние банки обеспечить большее понимание процессов клиента, большую скорость, большую гибкость?

— Да. В подтверждение этому мы получаем положительные отзывы от клиентов. Приведу пример: государство предлагает очень много инструментов, например субсидированная ставка. Этот процесс хорошо известен банкам и — по определенным причинам — слабо клиентам. Банки среднего размера, такие как ЗЕНИТ, являются надежными проводниками, по сути берут за руку клиента и ведут его по этой линейке предложения. Мы гибкие и быстрые — при обращении бизнеса мы отвечаем по условиям кредитования день в день.

— Изменились ли требования клиентов за последние полгода-год?

— Да. В корпоративном бизнесе мы видим, как изменился подход к использованию мягких валют. Сейчас юань, дирхам, рупия набирают все больше оборотов и востребованы клиентами. Бизнес хочет привлекать средства на долговом рынке в дружественных валютах, в частности в юанях. Банк ЗЕНИТ участвовал во всех первых выпусках облигационных займов, номинированных в китайской валюте. Сейчас это окно возможностей. Рыночные ставки от 3–4% сопоставимо ниже тех, которые мы видели ранее в валюте. Это вполне дешево для крупных корпоративных клиентов. Из новых кредитных продуктов мы открыли кредитные линии в юанях с мультивалютной выдачей.

Для физических лиц мы также открыли вклады в юанях, и там ставка позволяет зарабатывать до 2% на текущем этапе.

Что касается малого и среднего бизнеса, в рамках кризиса происходит определенный переток и растут потребности клиентов в кредитовании с более низкими ставками. Где-то перекредитоваться необходимо, где-то нужно запросить новую банковскую гарантию. У нас широкая линейка, и она позволяет перекредитоваться на более выгодных условиях. Банковские гарантии у нас уже запущены в китайских юанях.

— Каково отношение клиентов к новым валютам и инструментам?

— Новые рынки означают для клиентов новую систему расчетов, новые валюты, новые продукты, которые должны быть привязаны к этим новым валютам. У всех разные сроки поставок и условия контрактов, и наша задача — предоставить клиенту финансирование, предложить дополнительную рассрочку или каникулы, обеспечить более гибкую ставку.

— Как изменились потребности private banking? Какова динамика в этом сегменте?

— Клиенты сегмента private по-прежнему считают приоритетом сохранность средств, их доступность, возможность гибко и быстро осуществлять платежи. ЗЕНИТ обеспечивает высокий уровень надежности, комфорта, скорости и такого кастомизированного подхода ко всем потребностям. Мы идем не от продукта, а от клиента.

— С учетом тренда на сохранность средств, как изменился инвест-портфель? Какие инструменты наиболее востребованы?

— То, что объединяет частных клиентов, это приоритет сохранности средств, они должны понимать, кому они доверяют свои деньги. Возможности фондового рынка сейчас несколько ограничены, поэтому мы предлагаем альтернативные инвестиции: золото, алмазы и другие. Банк ЗЕНИТ первым провел сделку по продаже бриллиантов без НДС. И для некоторых клиентов это интересно. С точки зрения диверсификации корзины интересны облигации, номинированные в китайских юанях. В ближайшее время мы увидим развитие новых инструментов в арабских дирхамах, рупиях и тенге. Тенденции на рынке уже понятны.

— Как изменился горизонт планирования?

— Изменения очевидны. Банковский сектор подходил к планированию сдержанно, и обычно стратегия принималась на период до трех лет, не более. Сейчас никто не строит планы дольше чем на один год. Плановый бюджет в текущих реалиях — это и бизнес-план, и тактика. Если привязываться к цифрам, то точность прогнозов будет крайне низкая. Практика это подтверждает.

— Сегодня чрезвычайно актуальны вопросы импортозамещения. Уход западных ИT-компаний грозил серьезными рисками. Насколько болезненным для вас стал переход на отечественное ПО?

— В начале 2021 года мы начали программу по импортозамещению. Нам удалось заблаговременно приобрести необходимые hardware и стартовать в рамках разработки и перехода на российское ПО и разработки. На рынке большой спектр предложений, но пока нет единых программных решений. Но для клиентов процесс пройдет бесшовно. Наш мобильный банк и ряд внутренних решений — это собственные разработки, поэтому в части сервиса клиенты переход не заметят. Мы многое успели сделать и продолжим замещение в 2023 году. По нашим оценкам, в целом отрасли потребуются колоссальные деньги, поэтому нужны системные решения. И эти деньги придется вложить.

— Не все банки держат существенные команды разработчиков инхаус. Как давно это решение было принято в Банке ЗЕНИТ?

— К этому решению мы пришли еще в конце 2019 года. Невозможно внедрять новые технологии, когда все завязано на вендорах, которые не работают внутри банка. Это дополнительный риск, поэтому, уверен, что внутренняя команда со своей экспертизой в банке должна быть.

— Есть ли какой-то подход или правила, которые помогают работать команде Банка ЗЕНИТ в условиях высокой неопределенности, большого количества нетривиальных задач?

— Личный лайфхак, который мне помогает в жизни, когда мы сталкиваемся с какой-то сложной ситуацией или проблемой. Я спрашиваю себя: а что может в принципе произойти? Представить весь спектр возможных событий от самых плохих до самых хороших, удачных. И когда я представляю это, становится понятно, куда двигаться и какой оптимальный маршрут выбрать. Также я стараюсь находить время на общение с семьей и друзьями. Это помогает переключиться на некризисное, нерабочее общение и сохранять нервные клетки.