7 Февраля, 2023 Вторник

Фермерство: точки роста и перспективы развития в новых реалиях

Онлайн, с 11.00 до 12.30

Дискуссия РБК: Фермерство: точки роста и перспективы развития в новых реалиях

Тренд на фермерские продукты становится все более заметным по всей России. Теперь он захватывает не только столицы, но и другие крупные города: покупатели все чаще выбирают продукты от небольших поставщиков и частных фермерских хозяйств. Но готовы ли сами фермеры к росту спроса и работе с торговыми сетями?

На протяжении последних десяти лет владельцы небольших хозяйств продавали овощи, ягоды, фрукты, мясо и молоко на рынках и ярмарках выходного дня. Считается, что фермерам сложно попасть на прилавки торговых сетей, так как мелкие предприниматели не могут гарантировать объемов, нужные ретейлу. Таким производителям некогда вести документооборот и заниматься логистикой.

  • Реально ли преодолеть эти вызовы в России 2023 года?
  • И может ли финансовая помощь аграриям в регионах от правительства России изменить ситуацию?

Обсудим, на какие меры государственной поддержки стоит обратить внимание фермерам в первую очередь.

  • Какие новые концепции и форматы сотрудничества предлагают торговые сети для роста бизнеса и устойчивого развития фермерских хозяйств?
  • Как создать эффективный локальный бренд собственного продукта?
  • И возможно ли преодолеть вызовы новой реальности, чтобы обеспечить подлинную продовольственную безопасность России?

Обсудим это с экспертами, участниками рынка и представителями власти.


Спикеры: 

  • Сергей Митин, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
  • Юлия Оглоблина, заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам
  • Алексей Степин, министр сельского хозяйства Тульской области
  • Егор Шумилин, коммерческий директор розничной сети «Магнит»
  • Андрей Даниленко, президент агропродовольственного фонда «Своё»
  • Анна Матюшкина, соосновательница фермы «Веселая корова»
  • Владимир Голичков, глава фермерского хозяйства «Пчела»
  • Алексей Кузин, фермер, владелец торговой марки «Молоко из Кузьмино»

Модератор
Элина Тихонова
ведущая телеканала РБК

7 февраля 2023 РБК провел дискуссию «Фермерство: точки роста и перспективы развития в новых реалиях». Производители, ритейлеры и представители власти обсудили вопросы создания эффективных локальных брендов продуктов, актуальные меры государственной поддержки частных хозяйств, возможности решения продовольственной безопасности с учетом вызовов новой реальности.

Очевидный спрос на фермерские продукты перерос столицы и распространяется в крупных городах страны. Но готовы ли сами фермеры к росту спроса? Какие новые концепции и форматы сотрудничества предлагают торговые сети для роста бизнеса и устойчивого развития фермерских хозяйств? Поможет ли аграриям в регионах финансовая поддержка от правительства России?

Событие прошло онлайн, трансляция велась на YouTube-канале РБК Конференции, за дискуссией можно было наблюдать и на странице РБК «ВКонтакте».

Участники сессии «Фермерство: точки роста и перспективы развития в новых реалиях»: Сергей Митин, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Юлия Оглоблина, заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам, Алексей Степин, министр сельского хозяйства Тульской области, Егор Шумилин, коммерческий директор розничной сети «Магнит», Андрей Даниленко, президент агропродовольственного фонда «Своё», Анна Матюшкина, соосновательница фермы «Веселая корова», Владимир Голичков, глава фермерского хозяйства «Пчела», Алексей Кузин, фермер, владелец торговой марки «Молоко из Кузьмино» и модератор Элина Тихонова — автор и ведущая телеканала РБК.

Боли и перспективы фермеров

Президент агропродовольственного фонда «Своё» Андрей Даниленко считает, что фермеры — это очень креативные, мобильные люди. Судя по информации, которая поступает в Фонд, сегодня всё больше людей обращает внимание на фермерскую деятельность. Растет и предлагаемый фермерский ассортимент, и потребительский интерес к продукции. Самое главное — чтоб потребитель больше узнавал об этих производителях.

Со спикером согласен и Сергей Митин: сегодня заметно возросла потребность населения в той продукции, которая называется фермерской. Но продавать свою продукцию фермерам зачастую некогда и людей нет, основное внимание уделяется производству. Ведь нужно сделать первичную обработку продукта, упаковку, этикетку. Ритейл требует четкости, учета. Это отдельная работа небольшой компании, фермерскому хозяйству это сделать тяжело.

Поэтому в точках сбыта потребитель чаще всего имеет дело с перекупщиками.

«Законодательного определения понятия «фермер» и «фермерская продукция» нет», — считает Сергей Митин.

При этом государственная поддержка фермеров уже предполагает много разных мер и даже растет, отметила заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина.

«При рассмотрении бюджета на 2023 год объем господдержки аграриев удалось сохранить на уровне прошлого года — 484 млрд рублей, — сообщила она. — Одна из самых востребованных субсидий — агоростартап. Программа появилась в 2012 году. Тогда субсидии составляли 1,5 млн рублей, сейчас они доходят до 8 млн». Освоение средств по этой программе составляет 99,6%.

Как обстоят дела в регионах

Господдержка в регионах — один из основных элементов дотирования сельского хозяйства. В Тульской области к федеральным субсидиям добавляют региональные.

«Фермеры, по сравнению со средними и крупными предприятиями, более эффективны, они быстрее реагируют на изменения рынка», — поделился опытом Алексей Степин.

Внимание уделяется и каналам продаж. Помимо традиционных рынков, ярмарок и нестационарных объектов продаж, со времен пандемии в Туле сохраняются и онлайн каналы продаж. Недавнее начинание — создание торговых мест возле ТРЦ, где большой поток покупателей.

Что нужно фермерам

Господдержка и новые каналы сбыта — это хорошо, но не всегда это работает. Нужна популяризация фермерства, как считает Анна Матюшкина.

«На московских ярмарках условия прекрасные. Но фермеры ими не пользуются, потому что люди на ярмарки не ходят: люди просто не информированы о том, что на ярмарках есть фермерские продукты. А фермерам часто не хватает времени и знаний на то, чтобы проинформировать потребителей о себе».

Сейчас, по словам Анны, коллеги-фермеры сами помогают друг другу, рассказывая клиентам, что у кого можно купить, если те уехали на дачу и в ближайшее время не смогут купить необходимые продукты.

Владимир Голичков, глава фермерского хозяйства «Пчела», считает, что решение вопросов сбыта и взаимодействия с ритейлом могло бы быть хорошей точкой роста.

Согласен с коллегами и Алексей Кузин: «Фермеру действительно некогда ни торговать, ни перерабатывать. Тут однозначно нужно разделение труда. Самая большая проблема — сбыт. Рынками и ярмарками проблему не решить. Львиная доля покупателей — в сетевом ритейле».

Новые форматы онлайн и агрегатор

Вариант решения проблемы — онлайн площадка, на которой встречаются фермеры и покупатели. Например, площадка Фонда «Своё», созданная в экосистеме Россельхозбанка, рассказывает о фермерах, их продукции, располагает картой фермерских хозяйств.

«Большая часть фермеров, предположу, выбирая между увеличением господдержки и лучшей доходностью, выберет доходность. Для этого у них должна быть хорошая реализация продукции, о ней надо знать. Вопрос не в пиаре. Есть огромное количество людей, которые готовы платить за качественную натуральную местную продукцию. Просто надо, чтобы потребитель имел доступ к производителю. Цель фонда «Своё» — помочь производителю лучше рассказывать о себе», — поделился Андрей Даниленко.

«Магнит» ради ассортимента фермерских продуктов согласился упростить договор работы с фермерами. И готов сотрудничать, даже если объем продукции частного хозяйства будет лишь на один магазин. Егор Шумилин рассказал о том, что 90% покупателей «Магнита» хотят видеть фермерскую продукцию на полках магазинов. 40% готовы чаще покупать, если цена будет более доступной.

Сейчас «Магнит» работает с 420 фермерами и сельхозпроизводителями малыми и микро. Оборот за 2022 год к 2021 вырос на 35%, достиг 23,5 млрд рублей. Пока в основном это фрукты, овощи, но растет и развивается молочная, мясная гастрономия.

Чтобы облегчить путь фермерской продукции на полки магазинов, «Магнит» сделал упрощенный договор с фермерами. Сократили отсрочку за поставленный товар до 5 рабочих дней, убрали все штрафы за недопоставки.

«Находим, возможности, чтобы избыточность в договоре убрать или облегчить условия. Несколько десятков фермеров уже подписали наш упрощенный договор», — делится спикер.

Фермеров «Магнит» находит через сервис «Своё»: с помощью региональных министерств сельского хозяйства и самостоятельно.

С ноября 2022 года ритейлер совместно с правительством Тульской области тестирует модель агрегатора. Целевая модель агрегатора предполагает не только наличие физической инфраструктуры для централизованных поставок фермерских продуктов, но и предоставление специализированных сервисов. Продукция от фермеров поступает в региональный хаб, здесь происходит ее обработка (мойка, фасовка, упаковка, и т.д.), затем она направляется либо в ближайший распределительный центр, либо напрямую в магазины.

«В данный момент к агрегатору подключено уже 36 производителей молочной продукции, мяса, овощей, фруктов, рыбы», — отметил Шумилин.

Что делается с помощью агрегатора и в чем его отличие от предыдущих схем и опыта других производителей? Принципиальным отличием модели агрегатора «Магнита» от широко представленных сегодня на рынке решений, включая оптово-распределительные центры, является поддержка фермеров по всей цепочке «от поля до полки». Помимо централизации закупок и поставок, пилотируемый «Магнитом» агрегатор оказывает консультации фермерам по вопросам производства и сбыта продукции, программам поддержки и получению субсидий, предоставляет аналитические данные, софинансирует закупки сырья (семян, удобрений, кормов) и оборудования, обучает сотрудников фермерских хозяйств, оказывает поддержку в маркировке продукции и т.д.

Правительство Тульской области в этом проекте выступает посредником между фермерами и торговой сетью.

«Наша задача — провести работу с фермерами на предмет вхождения в проект. Мы показываем фермеру, что он может получить, если он в этот пилот с «Магнитом» войдет. Со своей стороны мы будем субсидировать документальное отражение качества продукции фермера», — отметил Степин.

К осени Министерство сельского хозяйство Тульской области хочет оценить, насколько фермерам удалось интегрироваться в торговые сети, чтобы при успешных параметрах этот опыт можно было масштабировать на соседние регионы.

Итог

В заключении сессии Сергей Митин отметил:

«Надо четко определить фермера и фермерскую продукцию. Как только это случится, часть из средств господдержки должны пойти на организацию сбыта». И предложил ритейлерам проявить инициативу в этом вопросе.

Юлия Оглоблина в качестве пожелания высказала просьбу, чтобы в самих торговых сетях уделяли больше внимания информации о фермерских продуктах, их наличии и качестве.