18 Мая, 2023 Четверг по 20 мая

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗЕРНОВОЙ ФОРУМ 2023

Сочи, RADISSON COLLECTION PARADISE RESORT & SPA

Союз экспортеров зерна при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации организует Всероссийский Зерновой Форум, который пройдет 18-20 мая 2023 года в отеле Radisson Collection, в г. Сочи.

Тема пленарного заседания Форума - Проблема мирового голода. Место России в ее решении.

В ходе него будет освещен вклад России и международных организаций в решение проблемы голода в мире, а также будут обсуждены возможности увеличения роли России в достижении позитивной динамики в решении данного вопроса.

Специальными гостями пленарного заседания станут руководящие сотрудники Минсельхоза, ответственные за регулирование продовольственных рынков, развитие растениеводства и переработки сельхоз культур.

В ходе семинаров, участники Форума смогут обсудить предварительные итоги уходящего и прогнозы наступающего 2023/24 сельскохозяйственного года, развитие транспортно-логистической инфраструктуры и торговые стратегии в условиях действующих ограничений на экспорт зерна и других культур.

Регистрация

Спецпроект РБК https://presscentr.rbc.ru/rusgrain2023

В Сочи состоялся II Всероссийский зерновой форум

С 18 по 20 мая в Сочи прошел II Всероссийский зерновой форум, организованный Союзом экспортеров зерна при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. На полях Форума руководители российского АПК, органов государственной власти и представители стран — импортеров российского зерна обсудили стратегию развития зерновой отрасли России в новых реалиях.

Темой пленарного заседания стала проблема мирового голода и роль России в ее решении. Также обсуждались развитие транспортно-логистической инфраструктуры и торговые стратегии в условиях действующих ограничений на экспорт зерна и других культур. Открывая пленарное заседание, первый заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Оксана Лут отметила, что, несмотря на сложности и вызовы последних лет, отечественные компании выполнили все поставленные задачи по обеспечению внутренней продовольственной безопасности и развитию экспорта.

«С товаром у нас проблем нет. Технологии наших сельхозтоваропроизводителей на очень высоком уровне, и мы считаем, что каждый год, каждый сезон можем производить стабильный объем — порядка 130 млн тонн, чтобы обеспечивать себя и всех наших партнеров необходимым объемом зерновых», — Оксана Лут.

В этом сезоне на мировые рынке будет поставлено порядка 55–60 млн тонн российского зерна. Ожидания по экспорту в следующем сезоне порядка 50–55 млн тонн. Среди глобальных задач Оксана Лут отметила построение новых логистических цепочек. Основные виды транспортировки — автотранспорт, водные пути и железнодорожные перевозки. В новых условиях доставка по воде приобретает особое значение, в прошлом году российские компании лишились части фрахта. Также важно развивать транспортировку река — море, особенно из регионов ПФО, где в этом сезоне собрано почти 37 млн тонн зерна, которое нужно вывозить на экспорт.

Заместитель генерального директора ОАО РЖД Алексей Шило в своем выступлении отметил, что «„Российские железные дороги“ абсолютно точно понимают свою роль и ответственность в организации цепочки обеспечения продовольственной безопасности не только для нашей страны, но и для потребителей в других странах».

Рекордный урожай в 2023 году привел к рекордным перевозкам по железным дорогам: рост составил более 38%. Традиционно во втором квартале начинается спад в связи с окончанием сезона, но в этом году отмечаются рекордные объемы перевозок, которых ранее не наблюдалось.

Растут объемы транспортировки в экспортном направлении, здесь прирост составляет 85%. Показательным является расширение географии и динамики перевозок: например, они увеличились на 56% в Киргизию, в полтора раза — в Азербайджан. Задействованы абсолютно все подходы к портам и железнодорожным пунктам пропуска. Традиционно идут отправки в страны Африки. Идет работа с дружественными странами, где доля зерновых составляет более 93%. РЖД выдерживает такие объемы.

Интересно, что если раньше традиционно речь шла о перевозках пшеницы, то сейчас пшеница составляет порядка 70%, резко начинает расти доля семян масличных культур. Наблюдается большой рост перевозок сои и гороха в Китай — это новые для железнодорожного транспорта номенклатурные группы. В новых условиях 125 млн тонн подвозной мощности, созданной два года назад на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, уже недостаточно, поэтому в РЖД есть определенная программа по развитию производственных мощностей. В ближайшие годы планируется выйти на 131 млн тонн, есть поручение правительства по дальнейшему расширению до 150 млн тонн.

Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта «Росморречфлот» Захарий Джиоев поблагодарил государство, Минтранс и Минпромторг за введенные меры поддержки и обратил внимание участников на то, что «Российская Федерация имеет достаточную терминальную инфраструктуру и портовые мощности. Действующая мощность морских портов Российской Федерации на перевалку зерновых грузов в 2022 году составила 72 млн тонн. Лидером является Азово-Черноморский бассейн — более 63 млн тонн, Балтика — 5,4 млн тонн, Каспий — 3,2 млн тонн, и небольшой объем есть на Дальнем Востоке».

В 2022 году через морские порты было перевалено 45,2 млн тонн зерна. Основной грузопоток зерна на экспорт, почти 90%, шел через Азово-Черноморский бассейн — это 41 млн тонн. Через Балтику прошло чуть больше 2 млн тонн, Каспий — 1,4 млн тонн, Дальний Восток — 0,4 млн тонн. За четыре месяца 2023 года произошел существенный рост перевалки на всех бассейнах. Азово-Черноморский бассейн вырос в два раза по сравнению с периодом прошлого года с 9,3 млн тонн до 21 млн тонн, что связано в том числе с рекордным показателем урожая прошлого года. На Балтике тоже рост, на Каспии рост почти 60%, Дальний Восток вырос примерно на 80%. Доставка зерновых грузов осуществлялась не только автомобильным или железнодорожным транспортом, но и по внутренним водным путям. Грузопоток по рекам Азово-Донского бассейна в 2022 году показывает положительную динамику и составляет 3 млн тонн.

По итогам 2022 года перевозки зерна судами под российским флагом осуществляются примерно на четверть от объема — 28%, остальной флот из дружественных стран. Новая транспортная логистическая реальность оказывает влияние на работу экспортеров. Ситуация характеризуется волатильностью ставок фрахта: в прошлом году ставки доходили чуть ли не до 100 долл. США за тонну. Ранее в этом регионе ставка составляла 25–30 долл. США за тонну. Однако сейчас ставки стабилизировались, что дает возможность экспортерам и судовладельцам планировать свою работу.

Россия играет одну из важнейших ролей в обеспечении мировой продовольственной безопасности, являясь значительным производителем и крупнейшим экспортером пшеницы в мире. По итогам прошлого и текущего сезона показатели урожаев зерна остались те же, увеличились объемы поставок, неизменной осталась структура стран-импортеров. Это говорит о том, что Россия успешно преодолевает все сложности.

Традиционными для России остаются рынки Азии, Африки и Ближнего Востока, который чаще остальных испытывает проблемы с доступностью продовольствия. По отдельным странам отмечается значительный рост поставок: четырехкратный рост поставок в Алжир, двукратный рост в Судан и Бангладеш. Участники экспортной цепочки при активной помощи Минсельхоза занимают ключевое место в вопросах решения проблем в обеспечении продовольствием дружественных стран.

Для преодоления усиливающегося санкционного давления, отсутствия необходимой инфраструктуры на рынках сбыта, сложности в проведении платежей, снижения доступности флота и роста стоимости фрахта, а также внутренних логистических и инфраструктурных ограничений и ужесточения условий страхования используются инвестиции в инфраструктуру в странах-импортерах, системная работа с владельцами флота и программа субсидирования покупки судов экспортерами, а также создание специальной страховой компании для российского агропромышленного комплекса.

Дополнительно ведется увеличение доли взаимных расчетов в рублях и расширение использования других национальных валют, развитие альтернативных каналов продаж и платежей, обмена финансовой информацией. Для решения логистических вопросов применяется маршрутизация, что позволяет ускорить доставку грузов, снизить стоимость перевозки, улучшить оборачиваемость вагонов и повысить доходы сельхозпроизводителей. В части страхования необходимо рассмотреть возможность создания специальной страховой/перестраховочной компании и наладить системную работу с владельцами флота. Также необходимо оказывать государственную поддержку приобретению инфраструктуры.

Генеральный директор АО «Объединенная зерновая компания» Дмитрий Сергеев в своем выступлении упомянул, что в 2022 году компания столкнулась с вызовами практически по всем направлениям: не получали платежи, не могли участвовать в тендерах, контрагенты отказывались заключать прямые контракты, были проблемы с фрахтом. Первые полгода по многим показателям произошло проседание примерно на 40%, однако уже со второго полугодия компания немного адаптировалась, и к началу 2023 года одно из ключевых предприятий дало рекордные показатели до 750 тыс. тонн перевалки в месяц. Со второй половины 2022 года стали поступать платежи.

Учитывая ситуацию, компания пересмотрела приоритеты и готовится создать свой флот. Росагролизинг уже заказал техническую документацию на разработку судов, что займет примерно полгода. После этого можно будет понять цену строительства и уровень поддержки государства. Если эти условия устроят все стороны, то в 2030 году планируется заказать первые 14 судов.

Еще один приоритет — инвестиции в логистику. Развитие инфраструктуры позволит увеличить объем перевалки. Большие вложения идут в наземную инфраструктуру.

Третий приоритет — биржевые инструменты. В 2021 году при поддержке Минсельхоза России и Центрального Банка запущены аукционы: за два года было закуплено более 2 млн тонн зерна на сумму свыше 31 млрд рублей. Компания стремится максимально увеличивать объемы закупок по всем биржевым инструментам.

Генеральный директор «Деметра-Холдинг» Алексей Грибанов подчеркнул: «Рекордный урожай зерна — это также и повышенная ответственность для экспортеров и сельскохозяйственной логистики. По понятным причинам инфраструктура основных экспортных направлений перегружена. Ограниченная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры на подходах к глубоководным зерновым терминалам Азово-Черноморского бассейна может усложнить экспорт зерна. В связи с этим мы ищем новые подходы к работе и совместно с другими грузоотправителями и РЖД внедряем эффективные решения, которые учитывают взаимные интересы всех участников отрасли. Например, использование маршрутных отправок зерна повышает скорость доставки грузов в два раза».

Еще один приоритет — биржевые инструменты. В 2021 году при помощи Минсельхоза и Центрального Банка запущены аукционы: за два года было закуплено зерна примерно на 31 млрд р., компания стремится максимально увеличивать объемы данного направления.

Заместитель руководителя Россельхознадзора Антон Кармазин рассказал о сокращении стран — импортеров российского зерна на фоне международных санкций:
«Осталось 112, на 29 стран меньше. Рассматривается возобновление поставок во Вьетнам, Индонезию, Ирак, Оман, Иорданию, Эритрею. Ирак очень тяжело двигается. Но вместе с тем хорошие результаты по Мексике, Сербии, Уганде, Пакистану, Бразилии, Алжиру и ОАЭ».

За прошедшее время были оцифрованы фитосанитарные требования всех основных стран-получателей и требования по качеству безопасности, планируется работа над системой уведомлений, чтобы производители в момент оформления документов получали рекомендации, куда можно отправить продукцию. Драйвером увеличения экспорта стали продукты переработки и нишевые культуры. Продукты переработки имеют серьезную перспективу.

В Китай разрешены поставки яровой пшеницы и ячменя со всех регионов Российской Федерации, получен допуск российского гороха и люцерны. Более 21 тыс. российских поднадзорных объектов пищевой зерновой продукции, производителей и хранителей пшеницы, ячменя, кукурузы, риса, сои, рапса, гречихи, овса, подсолнечника, льна аттестованы Главным таможенным управлением КНР. Активно идут отгрузки гречихи, гречневой крупы, овсяных хлопьев, подсолнечника, соевых бобов, рапса, подсолнечного шрота и жмыха, льна, пшеничной муки, подсолнечного масла и гороха. Надеемся на увеличение отгрузок яровой пшеницы и ячменя. На 2023 год планируется допуск озимых пшеницы и ячменя, снятие ограничений по числу российских регионов, допущенных к поставкам кукурузы, риса и рапса, допуск продуктов переработки зерна, ржаной муки, манной и пшенной круп.

Председатель Наблюдательного совета НТБ, Группа «Московская биржа» Игорь Марич рассказал о том, как менялась работа биржи в новых условиях:
От биржи на любом рынке ожидают прозрачности цены и иных условий заключения сделки, а также снижения рисков. В России мы, как биржевая группа, с этим довольно неплохо справляемся, играя ключевую роль на всех основных сегментах финансового рынка: два года подряд совокупный объем торгов превышает один квадриллион рублей».

До 2022 года биржа была менее заметна на российском товарном рынке и воспринималась больше как инструмент антимонопольного регулирования, а в сегменте сельхозпродукции как площадка для государственных интервенций. За последнее время роль биржи принципиально изменилась, функционал стал более востребован рынком, при этом традиционные функции товарной биржи на сельскохозяйственном рынке сохранились.

В части регистрации внебиржевых сделок в прошлом году биржей было зарегистрировано более 100 000 договоров на совокупный объем 76 млн тонн, а через государственные интервенции на НТБ прошло 3 млн тонн пшеницы, при этом в торгах участвовали 770 участников. Важно, что эти биржевые продукты удалось дополнить новыми рыночными инструментами, в том числе биржевыми аукционами. Постепенно расширяется номенклатура, увеличиваются объемы, расширяется партнерство с контрагентами.

Биржа дает возможность прозрачного сбора заявок и заключения сделок для более 300 участников на аукционах, организаторами которых выступают свыше 30 крупных компаний (экспортеров, переработчиков, агрохолдингов). На основании торгов формируются биржевые индикаторы. По мере увеличения объема торгов и количества участников будет увеличиваться репрезентативность и востребованность этих индексов.

Биржа постоянно развивает свою инфраструктуру, чтобы сервисы были востребованы и дали дополнительную ценность для участников рынка. В настоящее время успешно запущены торги фьючерсом на основе биржевого индекса на черноморскую пшеницу, сделки с использованием которого уже заключают более 2200 клиентов биржи, а доступ к нему предоставляют все ведущие брокеры. Этот уникальный инструмент позволяет снизить ценовые риски участников рынка.

Сохраняются торги в долларах и евро, создан качественный рынок по юаню, где проходит огромный объем операций. Расширяется спектр дружественных валют. Все это помогает участникам рынка лучше справляться с вызовами при проведении экспортных операций и расчетов по ним. Ожидается, что развитие сервисов для компаний из дружественных стран и упрощение порядка регистрации зарубежных клиентов, а также открытие счетов для зарубежных компаний в российских банках позволят запустить на бирже экспортные торги сельскохозяйственной продукцией в национальной валюте.

Начальник управления контроля агропромышленного комплекса ФАС России Лариса Вовкинская подчеркнула высокий уровень конкуренции на рынке зернового трейдинга и важность сохранения справедливого ценообразования в любых условиях.

Спикер отметила, что в России сформирован высококонкурентный экспортный рынок. Иностранные компании внутри государства не играют ведущей роли. Российские компании давно занимают лидирующие позиции. Место ушедших игроков рынка смогут занять другие экспортеры.

В настоящее время необходимы меры, направленные на создание условий для развития конкуренции по всей товаропроводящей цепочке зернового рынка, в том числе и экспортной, что благоприятно скажется и на вопросе формирования цены.

Председатель правления «Союза экспортеров зерна» Эдуард Зернин рассказал о поддержке, которую получают члены союза: «Союз экспортеров объединяет 28 компаний, которые экспортируют 80% зерна. Членство в организации подразумевает высокие профессиональные стандарты — у нас высокий уровень поддержки и взаимодействия. Я очень рад тому, что мы сегодня обсуждаем результаты того, что планировали для себя на прошлом мероприятии, и по многим показателям мы не просто достигли того, чего хотели, но и показываем рекорды».

Несмотря на международные санкции, давление и дискриминацию на всех уровнях, российские экспортеры зерна показали возможность заниматься всем необходимым для того, чтобы оставаться на плаву. Например, проектировать суда, закупать вагоны, строить элеваторы и зернохранилища, новые портовые терминалы — все это сегодня делают люди, которые занимаются торговлей.

Санкции позволили четко определить круг надежных партнеров России и укрепить отношения с рядом стран. Отечественные компании настроены на лидерство на мировом рынке, Россия имеет колоссальный потенциал сельхозземель, в то время как многие страны находятся уже на пределе своих возможностей. Мы можем развиваться естественным образом.

II Всероссийский зерновой форум наглядно подтвердил устойчивость российской зерновой отрасли в условиях международных ограничений и наметил глобальные тренды развития отечественной зерновой отрасли. Участники пленарного заседания отметили эффективность работы зерновой отрасли в стрессовых обстоятельствах и высокий потенциал АПК России.