Получайте рассылку с новостями, которые касаются каждого. Самое актуальное о личных финансах, карьере и безопасности.
Читайте РБК без рекламных баннеров на сайте и в мобильном приложении.
Карьеру в сфере недвижимости Игнат начал с должности заместителя главного редактора проекта «Квадратный метр» (Москва). В данный момент – управляющий директор проекта РБК Недвижимость, а также является главным редактором программы «Недвижимость с Игнатом Бушухиным» на телеканале РБК. В 2016 году получил премию JOY как журналист года на рынке недвижимости. Игнат окончил факультет журналистики Уральского государственного университета (Екатеринбург).
Повышение качества жизни клиента – главный продукт ответственного девелопера
Построить дома и продать квартиры – давно не единственная и, пожалуй, не главная задача застройщика. Современные подходы к городской среде накладывают на девелопера ответственность за строительство инфраструктуры и обеспечение ее работы, и более того – за повышение качества жизни людей. О том, почему бизнес застройщика начинается, а не заканчивается в момент сдачи квартиры, РБК побеседовал на новой площадке Росконгресса Urban Hub с Антоном Елистратовым, генеральным директором ГК «Самолет».
В качестве интервьюеров выступили Юлия Зубарик, генеральный директор архитектурно-градостроительного бюро «Мастер’с план», и Игнат Бушухин, главный редактор «РБК Недвижимость».
В начале разговора Антон Елистратов кратко представил группу компаний «Самолет»:
«Мы – быстрорастущая технологическая компания. У нас 10 000 человек в команде, а работаем мы в 76 регионах, где у нас расположено 1 100 офисов. За 2023 год через нас пройдет операций с недвижимостью на 1 трлн. рублей, мы одновременно строим 3,5 млн. метров разных регионах. У нас 100 000 акционеров и 8 разных бизнесов: это и девелопмент, и улучшение на «вторичке», это «Самолет Банк» и «Самолет Образование», «Самолет инвестиции» и «Жизнь по подписке».
Отвечая на просьбу Игната Бушухина охарактеризовать рынок и поделиться инсайтами в строительной отрасли, Антон Елистратов резюмировал, что ситуация в регионах может быть очень разной. Но, если говорить о московском регионе, то спрос стабилизировался на уровне ниже 2022 года. В то же время, он стал более предсказуемым и плавным. «Самолет» при этом работает в сегменте доступного жилья, который более устойчив, и по итогам первых 6 месяцев 2023 года, скорее всего, результаты компании будут лучше последних 6 месяцев прошлого года и по выручке, и по количеству проданных метров.
Интерес покупателей ко вторичному жилью увеличивается, отметил Елистратов, добавив, что деление на «первичку» и «вторичку» считает искусственным:
«Есть районы хуже и лучше. Например, мы строим какой-то проект, и в нем 15 очередей. В проекте «Пригород Лесное» мы строим сейчас 7-ю очередь, и 3-я – уже «вторичка». И то, что есть дисконт «вторички» к «первичке» – это неправильно. Не нужно делать так, чтобы в одном районе какая-то квартира была доступна, а другая – нет. Мы за то, чтобы спрос был фундаментальным и адекватно раскладывался на разные сегменты».
Говоря об ипотеке, спикер подчеркнул, что на рынке необходимо в первую очередь обеспечить понятный, правильный баланс спроса и предложения. Также Елистратов назвал несколько ключевых задач для застройщиков: 1) увеличить качество жизни людей, в том числе за счет увеличения количества метров на человека, 2) заменить большое количество ветхого и аварийного жилья, 3) решить проблему с отсутствием бюджетных средств для субсидирования спроса.
Спикер перечислил три сценария, по которым эти задачи могут решаться: 1) Государство находит ресурсы, чтобы принять долгосрочные меры стимулирования спроса на уровне условного 2021 года, и делает это под понятную программу. Задачи в таком случае решаются успешно за 10-15 лет. 2) Банки и девелоперы постепенно снижают предложение. Рынок при этом сценарии остается здоровым, но проблема с ветхим и аварийным жильем не решается, что несет большую угрозу безопасности людей. 3) Падение спроса при искусственном наращивании предложения. В этом случае через 3-5 лет множество девелоперов просто разорится, а банки получат дыры в балансе, которые придется закрывать государству.
Таким образом, только слаженная работа государственных органов и бизнеса сможет обеспечить здоровое развитие отрасли и решение задач по улучшению жизни людей.
Антон Елистратов выделил две ключевые проблемы, актуальные сейчас для застройщиков: во-первых, краткосрочные решения вроде субсидированной ипотеки на 6-18 месяцев, которая поддерживает рынок в моменте, но не решает стратегические задачи. Во-вторых, отсутствие гибкости в законодательстве, что закрывает многие рыночные возможности: к примеру, существующие нормы инсоляции, которые давно устарели и не позволяют создавать качественную среду.
Юлия Зубарик рассказала о переменах, произошедших в отношении к городской среде, а именно – усвоенных девелоперами обязанностях по развитию инфраструктуры застроенных ими районов и обеспечению новых рабочих мест, что не было характерно для отрасли еще 10-15 лет назад.
«Вы работаете уже не просто с бетоном, строя квадратные метры, – вы работаете с людьми, формируя продукт в виде и квартир, и сценариев жизни», – отметила Зубарик, спросив, какой подход к работе практикует «Самолет».
«Наш бизнес начинается, а не заканчивается в тот момент, когда мы передали квартиру. Когда мы это поняли, бизнес по-настоящему изменился», – резюмировал Елистратов, рассказав несколько историй клиентов, которые заселялись в квартиры в самых разных жизненных обстоятельствах и с самыми разными планами. Под каждого клиента нужно подобрать продукт, который его удовлетворит в наибольшей степени, отметил спикер. Предлагать всем одно и то же просто нельзя.
«Никто из клиентов не ищет просто квадратные метры. Каждый из них покупает себе какой-то сценарий жизни или изменение, которое они хотят в жизни осуществить. Люди в нашей стране смогут жить лучше, если будут принимать правильные решения, если мы научимся их профилировать, подсказывать. Выбирая квартиру, вы также определяете: где вы будете жить, как будете проводить свободное время, как будут развиваться ваши дети, с кем вы будете дружить», – рассказал Антон Елистратов, после чего анонсировал сервис «Жизнь по подписке». Этот продукт позволит планировать свои жизненные стратегии в соответствие с жилой средой при помощи искусственного интеллекта и больших данных. Подробности об этом фундаментальном проекте, требующем подготовительной исследовательской работы, должны появиться уже скоро.
Спикер обратил внимание на то, что деятельность «Самолета» оказывает влияние на множество нацпроектов в сфере образования и здравоохранения, так как компания вкладывается в инфраструктуру и ее работу на местах. К примеру, «Самолет» планирует за ближайшие 5-6 лет построить более 300 школ, детских садов и поликлиник, компания вкладывается в рост качества образования в построенных ей районах. При этом подход к работе в регионах у «Самолета» не отличается от подхода в Москве.
«Мы строим города, и нашим продуктом должно стать качество жизни, сценарии жизни», – резюмировал Антон Елистратов.