26 Апреля Пятница

Инфрафорум РБК: Недвижимость, перспективы, инвестиции

Москва, Космодамианская наб., 52/7. Центр событий РБК
В архиве

Ссылка на сайт мероприятия

Основные темы:

  • Инфраструктура для жилья: как обеспечить комфортную среду для современных граждан
  • Социально-значимые инфраструктурные проекты — как ГЧП меняет общественную жизнь к лучшему

  • Цифровые и инновационные проекты на российском рынке ГЧП: особенности, сложности, перспективы

  • Современные подходы к финансовому моделированию проектов

  • Поддержание и развитие инвестиционного климата на рынке проектов

  • Усиление партнерских отношений бизнеса, государства, инвесторов и институтов развития

  • Совершенствование законодательства: последствия, плюсы и минусы поправок

  • Внедрение механизмов ГЧП по всей России: региональные кейсы

В архиве
Как добраться?
Москва, Космодамианская наб., 52/7. Центр событий РБК
Партнеры мероприятия

Сотрудничество государства и бизнеса – формула успешного инфраструктурного проекта

Развитие инфраструктуры – важнейший стимул для экономики. В то же время крупные проекты зачастую невозможно осуществить без сотрудничества бизнеса с государством. 26 апреля в Москве состоялся «Инфрафорум РБК: Недвижимость, перспективы, инвестиции», на котором эксперты поделились мнениями об актуальных трендах инфраструктурного развития страны.

На пленарной сессии форума «Инфраструктурный импульс. Точки над «и»: Инфраструктура. Институты развития. Инвестиции» обсуждались перспективы развития отрасли жилой недвижимости и смежных с ней отраслей, инструменты государственно-частного партнерства (ГЧП) в строительстве и тема инвестиций в социально значимую инфраструктуру.

Так, ситуацией на рынке стройматериалов поделился Евгений Мовчан, генеральный директор СТД «Петрович»:

«Параллельный импорт позволяет решить часть вопросов с поставками, однако уход западных производителей открыл и большие возможности для импортозамещения. Какие здесь есть ограничения? Это не деньги и не ресурсы, а квалифицированный персонал. Поэтому сейчас коллеги активно работают с колледжами и вузами».

По словам спикера, спрос на рынке стройматериалов остается на хорошем уровне, хотя и смещается из жилищного строительства в сегменты, связанные с государственными инвестициями, а также промышленностью.

Мария Синичич, директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, со своей стороны, привела пример успешной реализации социальных проектов в результате сотрудничества бизнеса и государства:

«За последние 3 года работы механизма инфраструктурных кредитов и реализации 150 млрд, направленных ФНБ, ГЧП позволило эффективно направить средства на реконструкцию головной инфраструктуры в регионах: сетей теплоснабжения, очистных сооружений. Возможность взять льготный кредит помогла ряду крупных инфраструктурных компаний объединиться и направить свои средства на решение этой задачи. Сегодня почти все 150 млрд ФНБ реализуются при помощи ГЧП».

Сессия «Новые метры: поддержка роста» была посвящена взаимодействию застройщиков и государства, инфраструктурным ожиданиям покупателей жилья и тенденциям в области объема и стоимости вводимых квадратных метров.

Елена Азарова, директор оптовых продаж СТД «Петрович», рассказала о наиболее перспективных драйверах жилищного строительства в настоящий момент:

«Стройка нуждается в стандартизации процессов. У каждого участника строительства есть своя роль, и часто эти роли путаются. Повышение профессионализма в своей нише – тот самый источник эффективности и скорости, который мог бы дать взрывные точки роста. Путаница в ролях приводит к низкому уровню доверия участников друг к другу и, как следствие, огромному количеству потраченных впустую ресурсов».

Кроме того, Азарова отметила, что ключевым инструментом оптимизации стоимости строительства в условиях роста цен на стройматериалы является планирование. Понимание необходимого количества стройматериалов позволяет грамотно ими распорядиться и избежать ситуации, когда стройплощадка превращается в склад хранения.

Переходя от темы жилищного строительства к инфраструктуре, Дмитрий Крикунов, руководитель «Академии Будущего», поделился опытом строительства коммерчески успешных социальных спортивных объектов:

«Большая часть современной застройки не предполагает инфраструктуры социализации. Решение этой проблемы – комьюнити-центры, то есть места, где люди могут знакомиться и заниматься чем-то вместе. Но главная проблема в том, что такие места обычно не зарабатывают. Однако это можно изменить. Мы построили 32 спортивных центра – и начали зарабатывать. Здесь важно, чтобы комьюнити-центр был универсальным, чтобы в нем можно было не только заниматься спортом, но и проводить мероприятия. Тогда его будет посещать много людей, и он станет настоящим центром своего района. В посещаемое место придет сопутствующий сервис, а вместе с ним и заработок».

На сессии «Инфраструктура для дорожно-транспортной отрасли» были затронуты темы реализации транспортных проектов ГЧП и общественного запроса на развитие инфраструктуры, обсуждались риски строительной инфляции и цифровые решения в дорожно-транспортной инфраструктуре.

Важной тенденцией в сфере транспортных проектов ГЧП является преимущественное участие крупных компаний. Кирилл Жанайдаров, директор Департамента транспорта Фонда «Сколково», объяснил эту ситуацию следующим образом:

«В первую очередь укрупняется стоимость реализации проектов. С прошлого года она в среднем выросла примерно в 3 раза. Минимальные чеки в размере 10 млрд уже не редкость, и нижняя граница постоянно растет. Количество игроков, которые способны реализовать большие инфраструктурные проекты, ограничено. Поэтому участвует много крупных компаний, учрежденных институтами развития и госкорпорациями».

В то же время Жанайдаров подчеркнул, что частные инвестиции в транспорт растут. Появляются новые проекты, которые интересны бизнесу. ЦКАД, трасса М-11, дублер Кутузовского проспекта – примеры проектов, где инвесторы осознанно пришли, чтобы как посотрудничать с государством, так и заработать. Осуществляются транспортные ГЧП-проекты и в Республике Чувашия, Нижнем Новгороде. Главное для бизнеса – это найти нишу, проект в которой окупится, и такие ниши находятся.

Об инфляционных рисках, в особенности затрагивающих проекты ГЧП, зачастую медленные в реализации, высказался Максим Луньков, директор по инфраструктурным проектам ГК «Спектрум». По замечанию спикера, высокая инфляция в строительной сфере есть и будет сохраняться.

«За последние 8 кварталов кабельная продукция подорожала на 170%, битумы и битумные мастики – на 81%, на 60% – асфальтобетонные смеси, а металл и металлоконструкции – на 54%. Что с этим делать? Инвесторы не любят, когда при оценке стоимости строительства упоминается инфляция. Однако ее необходимо учитывать. Во время ковида экономика остановилась и цены замерли, но затем они взлетели вверх, что привело к тому, что стройки встали. И государству пришлось пересматривать их стоимость», – отметил Луньков. По словам спикера, сократить сроки согласования проектов ГЧП, а значит и инфляционные издержки можно, наняв профессиональных консультантов, обладающих релевантным опытом.

В качестве одного из партнеров форума выступила компания Uptrade, предоставляющая одно из первых российских S2P-решений: комплексный сервис закупочных функций, где один из модулей – B2B-маркетплейс. РБК поговорил с представителями Uptrade о том, чем уникальна их закупочная платформа и что компания может предложить своим клиентам.

«Процесс закупки в крупных компаниях – длительный и тяжелый. А в непроизводственных закупках – это рутинный поток из множества товарных позиций в малых партиях. Здесь важна быстрая обработка и доставка без ухудшения цен. Если убрать беготню с маленькими заказами, которая отнимает 30-40% времени менеджеров, и уделить больше внимания производственным закупкам, то это обеспечит более выгодные условия, позволит сэкономить на цене и этим перекроет все затраты и недочеты на всем цикле закупок. Мы автоматизируем процесс непроизводственных закупок для крупного бизнеса и предоставляем практически единственное на рынке ИТ-решение в этом сегменте, одновременно решающее три ключевых проблемы: достижение лучшей цены, сокращение транзакционных издержек и необходимый энтерпрайзу уровень кастомизации. А за счет инструментов улучшения цен, как правило, окупаем нашу комиссию с первого дня».

Также представители Uptrade привели пример эффективности своей платформы в виде успешного кейса оптимизации закупок:

«Стандартная процедура непроизводственных закупок на предприятиях занимает большое количество времени – несколько месяцев. А так как сам процесс довольно длинный и сложный, то руководители обычно планируют закупки с запасом. В связи с этим у нас был интересный случай в одном горно-добывающем холдинге, когда закупки ряда категорий планировались на полгода-год в общей сумме порядком 1 миллиарда рублей. Благодаря автоматизации на нашем решении у заказчика появилась возможность заказывать ровно столько, сколько нужно, и получилось высвободить в моменте сумму порядка 200 млн рублей, так как срок закупки уменьшился со 120-180 дней до 10».