6 Июня, 2024 Четверг

Беспилотные фантазии автономной экономики: взлетаем, едем и погружаемся

Санкт-Петербург, КВЦ «Экспофорум»

Сессия РБК на площадке «Территория инноваций», 09.00 – 10.00

В центре внимания сессии – технологии беспилотного управления в растущих отраслях экономики: транспорт, строительство, логистика, агробизнес, в добывающей и перерабатывающей промышленности. Дискуссия коснется наземных, подводных и летающих беспилотников в России и объединит ведущих экспертов и визионеров в области автономных технологий для обсуждения вызовов и возможностей этого динамично развивающегося сектора экономики.Что происходит, когда пилот уходит «на удаленку», а в деле остается машина? На наших дорогах уже ездят машины без водителя и поезда без машиниста, когда машины нас заменят? Готова ли данная технология для усиления эффективности и производительности труда и как далеко может зайти такое партнерство человека и машины? Какая помощь от государства нужна для развития этого сегмента экономики? Как автономная экономика изменит облик всех отраслей?

Ключевые темы: 

  • Новые аббревиатуры автономной экономики: БПЛА, БПЕА и БППА
  • Будущее беспилотников в России: примеры использования в новых секторах экономики
  • ИИ, гибридный двигатель и другие технологические инновации в БПЛА
  • Стоп-факторы для развития автономной экономики: законы, инфраструктура и ресурсы
  • Инвестиции в развитие БПЛА
  • Беспилотник vs человек: эффективность, время, навыки. Этические ограничения «бесчеловечных» технологий.

Модератор
Андрей Левченко
Ведущий телеканала РБК
Алексей Подрябинников
вице-президент, директор по работе с корпоративными заказчиками Ростелеком
Спикеры
Павел Попов
заместитель генерального директора НИИАС РЖД
Алексей Фетисов
генеральный директор, Холдинг Т1
Ольга Чебунина
вице-президент по инновациям ГК «Дамате», Заместитель председателя ИЦК «Агропромышленный комплекс»
Евгений Абакумов
директор по информационным технологиям, госкорпорация «Росатом»
Алексей Беляков
заместитель председателя правления Фонда Сколково
Владимир Сакович
генеральный директор Sk Capital (группа ВЭБ.рф)
Как добраться?
Санкт-Петербург, КВЦ «Экспофорум»

Беспилотники и бизнес — партнерство, которое изменит экономику

Наземные, подводные и летающие беспилотники стали новым трендом для развивающихся отраслей экономики. Вопросы об усилении эффективности, замене человека машинами и изменении облика отраслей становятся все более актуальными. В рамках сессии «Беспилотные фантазии автономной экономики: взлетаем, едем и погружаемся», которая состоялась на полях ПМЭФ-2024, ведущие эксперты и визионеры в сфере автономных технологий обсудили вызовы и возможности этого динамично развивающегося сектора.

Открыл встречу вице-президент и директор по работе с корпоративными заказчиками Ростелеком Алексей Подрябинников, который подчеркнул, что: «Беспилотные транспортные средства это магистральный тренд, который может изменить будущее всех отраслей — это такой тренд, который точно изменит все, даже если сейчас так не кажется». Ростелеком является цифровым партнером населения, государства и бизнеса, компания старается подставлять плечо, своей инфраструктурой и сервисами помогая клиентам развивать бизнесы.

Говоря о практическом развитии технологии директор по информационным технологиям госкорпорации «Росатом» Евгений Абакумов отметил, что: «”Росатом” не ставит целью полную автоматизацию. Но, если говорить про автоматизацию производственных процессов, сейчас основной тренд — максимальное не участие человека в производственном процессе».

«Росатом» — большой инфраструктурный объект, в котором есть распределенные пространственные объекты и задачи, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом, анализом технического состояния удаленных объектов, а также своя специфика, например логистическая функция на Северном морском пути, где нужно решать определенные задачи с применением беспилотников.

Вторая задача — вывод из эксплуатации сложных объектов. У компании есть большой экологический оператор, который занимается отходами промышленного 1 и 2 класса, а также опасными для человека отходами. Везде, где человек подвергается опасным техногенным факторам, стоит задача внедрения автоматизации. Тренд на гиперавтоматизацию есть и сейчас происходит формирование стратегии развития этого направления.

Рассказывая про опыт практического внедрения беспилотных технологий заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин определил безопасность, как главный приоритет такой работы. Вопрос надежности и беспилотных технологий является приоритетным для обеспечения безопасности и эффективности системы: «в штатных ситуациях система работает. Самое сложное — это нештатные ситуации. Основная задача — предусмотреть все возможные нештатные ситуации».

Важная часть работы заключается в описании сценариев нештатных ситуаций, в которых система должна правильно реагировать. Объем таких описаний может составлять 600 страниц. При этом, для обеспечения надежности и безопасности многие системы требуют дополнительных мер, таких как повышение надежности существующего подвижного состава или обеспечение быстрого реагирования на управление ситуацией.

В ближайшее время компания сфокусируется на маневровых поездах, которые работают на сортировочных станциях — эти системы должны быть надежными и приспособленными к нештатным ситуациям. Поезда уже наделили сверхвысокой автоматизацией, сейчас идет работа над повышением надежности и соответствия управления в разных сценариях, что требует значительных усилий в разработке документации, инструкций и технических решений. Эта работа близка к завершению, но остаются такие вопросы, как взаимодействие диспетчеров и беспилотных поездов, а также обеспечение надежности в условиях сложных технических ситуаций. Начать опытную эксплуатацию планируется в ближайшем будущем.

Испытания показывают, что высокая автоматизация является необходимой для современной железнодорожной системы. С течением времени эти технологии станут общепринятыми. Важно отметить, что человеческий элемент остается необходимым для управления нештатными ситуациями. Безопасность и решение сложных задач всегда будут требовать присутствия человека и бригады быстрого реагирования. Поэтому был создан центр дистанционного управления и контроля, где человек принимает решения при возникновении нештатных ситуаций, в соответствии с принятыми стандартами.

Генеральный директор холдинга Т1 Алексей Фетисов констатировал, что: «сейчас беспилотники это фронтир, где оттачиваются все самые современные прорывные технологии — машинное зрение, искусственный интеллект, комбинаторная оптимизация, обработка информации в режиме реального времени, принятия решений, самые-самые интересные вещи сейчас там».

В Т1 заинтересованы в применении своих технологий и решений на конкретных задачах, которые решаются с помощью беспилотных систем. В холдинге есть два основных направления: транспорт, логистика и мониторинг, и использование технологий в агропромышленном комплексе. Эти темы представляют большой потенциал для решения сложных задач, экономически и технически возможных только с помощью беспилотных аппаратов. Холдинг является конструкторским бюро и производителем своей линейки беспилотных аппаратов, в которых используются отечественные САПР и технологии.

В области транспорта Алексей отметил потенциал для быстрых и эффективных решений, которые не требуют мощных аппаратов. Однако сертификация и производство крупного беспилотника представляют значительные трудности, поэтому Т1 создали собственную авиакомпанию для запуска беспилотных систем в реальные условия.

В агропромышленном комплексе можно отметить возможности использования различных технологий, таких как датчики, интернет вещей, дистанционное зондирование земли и искусственный интеллект. Совмещение таких технологий в одной платформе, позволяет эффективно использовать посевные площади и повышать урожайность, что представляет огромный потенциал для развития сельского хозяйства.

В Т1 работают над разработкой программного обеспечения, включая машинное зрение и оптимизацию управления беспилотными системами, чтобы обеспечить эффективное использование и оптимальное управление нашими аппаратами в соответствии с запросами рынка. Холдинг заинтересован в опробовании своих технологий и решений на практике, особенно в области транспорта, логистики и мониторинга. Это перспективные направления, где беспилотные аппараты имеют большой потенциал. Являясь конструкторским бюро и производителем собственных беспилотных аппаратов, холдинг испытывает свои технологии во всем производственном цикле.

Осознавая значимость интеграции большого объема информации и ее обработки в реальном времени, а также проблему локализации производства беспилотников на уровне компонентной базы, представители Т1 намерены принять активное участие в ее решении.

Говоря про развитие беспилотных технологий вице-президент по инновациям ГК «Дамате» и заместитель председателя ИЦК «Агропромышленный комплекс» Ольга Чебунина рассказала про специфику внедрения этих технологий в своей отрасли. Группа компаний «Дамате» — крупнейший в стране производитель и переработчик мяса индейки, утки и баранины: топ-1 в Европе и топ-4 в мире.

При использовании беспилотных систем в растениеводстве важными задачами являются агронаблюдение, распознавание сорняков и вредителей, а также внесение целевого защитного регулятора и минеральных удобрений в растения. Агронаблюдение осуществляется с помощью беспилотников, которые собирают информацию о полях и создают карты общей ситуации. В рамках проекта "История поля" ведется работа над разработкой системы, которая заменит западную систему и будет определять степень вегетации, вид и размеры сорняков. Это значительно облегчит задачи агрономам и повысит эффективность процессов в растениеводстве.

Однако прежде, чем прийти к гипердеревням, нужно решить важные задачи, которые мешают эффективно использовать дроны: покрытие связи у полей и кадровый вопрос. Также сейчас используются в основном китайские дроны, и не хватает российских альтернатив.

Использование беспилотных систем в животноводстве и растениеводстве представляет значительную выгоду и решает конкретные задачи. В случае свободного выпаса животных, беспилотники могут осуществлять слежку за животными и поверхностью, чтобы предотвратить возможные повреждения или воздействие диких зверей. Кроме того, беспилотные системы находят применение в животноводстве, например, для борьбы с мухами на крупных фермах. Также беспилотники могут работать в местах, представляющих опасность для людей или распылять специальные препараты, что повышает уровень безопасности и облегчает выполнение профилактических работ.

Такие примеры, как избежание вытаптывания растений или повреждений при выращивании свеклы, гороха или подсолнечника при использовании беспилотников, демонстрируют экономическую выгоду применения беспилотных систем. А применение беспилотной авиации позволяет избежать повреждений культур на полях и аграрии отмечают значительное экономическое преимущество в результате экономии средств и исключения ошибок, которые могут быть связаны с использованием человеческого труда или техники на земле.

Беспилотники уже используются в сельском хозяйстве и доказали свою эффективность, однако, когда рассматривается экономическая целесообразность, каждый случай должен изучаться индивидуально.

Генеральный директор СК Capital Владимир Сакович подчеркнул, что для мелких компаний, занимающихся сельским хозяйством и использующих дроны, это может оборачиваться отрицательным эффектом из-за высоких требований, связанных с регистрацией, уплатой налогов и пошлин. Однако с течением времени и развитием отрасли, дроны могут стать экономически выгодными и помочь фермерам в их работе.

Экономическая эффективность беспилотных технологий уже подтверждена — много государственных и частных заказчиков этим пользуются, при этом: «пока экономическая эффективность совсем не подтверждена в доставке, хотя все ожидают что именно доставка станет ключевым рынком на горизонте десятилетия или двух, то есть именно в доставке дроны будут активнее всего использоваться но пока экономической эффективности там нет то есть юнит экономика на юнит экономика отрицательная. Поэтому мы, выстраивая нашу инвест-стратегию, вкладываем деньги во все, ожидая более быстрый возврат от мониторинга, более длинный возврат от доставки».

В настоящее время многие компании, занимающиеся дронами, накопили значительные технологии за последние десять лет и переключаются на решение задач, предложенных государством. Но для достижения экономической эффективности в крупных масштабах России не хватает качественной связи. Надежная связь необходима для обеспечения коммуникации между дронами и их полезной нагрузкой. И один из факторов, существенно влияющих на успех внедрения беспилотных систем — поддержка государства и его способность вложиться в развитие этого направления, где сегодня требуются регулирование, длинные деньги и соблюдение правил.

Ростелеком за последние много лет очень много построил всего, что нужно для связи, но Россия — самая большая страна в мире, в которой самые большие площади для сельского хозяйства, из-за этого на полях часто нет связи и даже электричества. Поэтому связь это действительно номер один.

При этом существует много государственных субсидий, грантов и федеральных программ, которые помогают поддерживать развитие отрасли. Федеральный проект по развитию беспилотной авиации, утвержденный в прошлом году, способствует просветительской деятельности, субсидированию спроса и образованию кадров в этой области. И главным вызовом здесь является нехватка квалифицированных специалистов и компонентов, так как многие из них в настоящее время поставляются из-за рубежа.

Заместитель председателя правления фонда «Сколково» Алексей Беляков рассказал про тренды этого направления: «В мире тренды очень похожи. Первое — сельское хозяйство, второе горнорудка — мониторинг карьеров, свалок, отвалов, значит, объема грунта и формы этих карьеров, третье — летающие и наземные беспилотники. Эти три рынка в ближайшие 3-6 лет будут основными». Доставка, с учетом проблем по безопасности, выйдет в тренды примерно через 10-15 лет.

Говоря про сложности внедрения технологии Алексей обратил внимание на технологический барьер, который связан с необходимостью создания инфраструктуры для мониторинга и управления беспилотными системами, что включает системы связи, планирования маршрутов и разведения воздушных аппаратов. Системы навигации и автономной функциональности играют важную роль в развитии беспилотных систем, которые должны быть способны ориентироваться на местности и навигировать без постоянного пилотирования.

Не менее важным вызовом является низкий спрос на беспилотные технологии. Рынок беспилотных систем в России перспективен, благодаря поддержке национальных проектов, развитию кадров и работы по регулированию. Однако спрос на такие решения остается относительно низким. Рынок начнет развиваться только тогда, когда будут установлены правила и регуляции для коммерческого использования беспилотных систем в широком масштабе — в настоящее время в России действуют экспериментально-правовые режимы для регулирования применения беспилотных систем.

Участники встречи сошлись во мнении, что в сельском хозяйстве, особенно в животноводстве и перерабатывающей промышленности, автоматизация только начинается. Промышленность, сельское хозяйство и транспорт, стоят перед большими вызовами в области автоматизации. Внедрение этих технологий уже показало высокие экономические результаты, но главные шаги в развитии этого направления ждут нас впереди!