6 Июня, 2024 Четверг

Беспилотные фантазии автономной экономики: взлетаем, едем и погружаемся

Санкт-Петербург, КВЦ «Экспофорум»

Сессия РБК на площадке «Территория инноваций», 09.00 – 10.00

В центре внимания сессии – технологии беспилотного управления в растущих отраслях экономики: транспорт, строительство, логистика, агробизнес, в добывающей и перерабатывающей промышленности. Дискуссия коснется наземных, подводных и летающих беспилотников в России и объединит ведущих экспертов и визионеров в области автономных технологий для обсуждения вызовов и возможностей этого динамично развивающегося сектора экономики.Что происходит, когда пилот уходит «на удаленку», а в деле остается машина? На наших дорогах уже ездят машины без водителя и поезда без машиниста, когда машины нас заменят? Готова ли данная технология для усиления эффективности и производительности труда и как далеко может зайти такое партнерство человека и машины? Какая помощь от государства нужна для развития этого сегмента экономики? Как автономная экономика изменит облик всех отраслей?

Ключевые темы: 

  • Новые аббревиатуры автономной экономики: БПЛА, БПЕА и БППА
  • Будущее беспилотников в России: примеры использования в новых секторах экономики
  • ИИ, гибридный двигатель и другие технологические инновации в БПЛА
  • Стоп-факторы для развития автономной экономики: законы, инфраструктура и ресурсы
  • Инвестиции в развитие БПЛА
  • Беспилотник vs человек: эффективность, время, навыки. Этические ограничения «бесчеловечных» технологий.

Модератор
Андрей Левченко
Ведущий телеканала РБК
Алексей Подрябинников
вице-президент, директор по работе с корпоративными заказчиками Ростелеком
Спикеры
Павел Попов
заместитель генерального директора НИИАС РЖД
Алексей Фетисов
генеральный директор, Холдинг Т1
Ольга Чебунина
вице-президент по инновациям ГК «Дамате», Заместитель председателя ИЦК «Агропромышленный комплекс»
Евгений Абакумов
директор по информационным и цифровым технологиям Госкорпорации «Росатом»
Алексей Беляков
заместитель председателя правления Фонда Сколково
Владимир Сакович
генеральный директор Sk Capital (группа ВЭБ.рф)
Как добраться?
Санкт-Петербург, КВЦ «Экспофорум»

Беспилотники и бизнес — партнерство, которое изменит экономику

Наземные, подводные и летающие беспилотники стали новым трендом для развивающихся отраслей экономики. Вопросы об усилении эффективности, замене человека машинами и изменении облика отраслей становятся все более актуальными. В рамках сессии «Беспилотные фантазии автономной экономики: взлетаем, едем и погружаемся», которая состоялась на полях ПМЭФ-2024, ведущие эксперты и визионеры в сфере автономных технологий обсудили вызовы и возможности этого динамично развивающегося сектора.

Открыл встречу вице-президент и директор по работе с корпоративными заказчиками Ростелеком Алексей Подрябинников, который подчеркнул, что: «Беспилотные транспортные средства это магистральный тренд, который может изменить будущее всех отраслей — это такой тренд, который точно изменит все, даже если сейчас так не кажется». Ростелеком является цифровым партнером населения, государства и бизнеса, компания старается подставлять плечо, своей инфраструктурой и сервисами помогая клиентам развивать бизнесы.

Говоря о практическом развитии технологии директор по информационным технологиям госкорпорации «Росатом» Евгений Абакумов отметил, что: «”Росатом” не ставит целью полную автоматизацию. Но, если говорить про автоматизацию производственных процессов, сейчас основной тренд — максимальное не участие человека в производственном процессе».

«Росатом» — большой инфраструктурный объект, в котором есть распределенные пространственные объекты и задачи, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом, анализом технического состояния удаленных объектов, а также своя специфика, например логистическая функция на Северном морском пути, где нужно решать определенные задачи с применением беспилотников.

Вторая задача — вывод из эксплуатации сложных объектов. У компании есть большой экологический оператор, который занимается отходами промышленного 1 и 2 класса, а также опасными для человека отходами. Везде, где человек подвергается опасным техногенным факторам, стоит задача внедрения автоматизации. Тренд на гиперавтоматизацию есть и сейчас происходит формирование стратегии развития этого направления.

Рассказывая про опыт практического внедрения беспилотных технологий заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин определил безопасность, как главный приоритет такой работы. Вопрос надежности и беспилотных технологий является приоритетным для обеспечения безопасности и эффективности системы: «в штатных ситуациях система работает. Самое сложное — это нештатные ситуации. Основная задача — предусмотреть все возможные нештатные ситуации».

Важная часть работы заключается в описании сценариев нештатных ситуаций, в которых система должна правильно реагировать. Объем таких описаний может составлять 600 страниц. При этом, для обеспечения надежности и безопасности многие системы требуют дополнительных мер, таких как повышение надежности существующего подвижного состава или обеспечение быстрого реагирования на управление ситуацией.

В ближайшее время компания сфокусируется на маневровых поездах, которые работают на сортировочных станциях — эти системы должны быть надежными и приспособленными к нештатным ситуациям. Поезда уже наделили сверхвысокой автоматизацией, сейчас идет работа над повышением надежности и соответствия управления в разных сценариях, что требует значительных усилий в разработке документации, инструкций и технических решений. Эта работа близка к завершению, но остаются такие вопросы, как взаимодействие диспетчеров и беспилотных поездов, а также обеспечение надежности в условиях сложных технических ситуаций. Начать опытную эксплуатацию планируется в ближайшем будущем.

Испытания показывают, что высокая автоматизация является необходимой для современной железнодорожной системы. С течением времени эти технологии станут общепринятыми. Важно отметить, что человеческий элемент остается необходимым для управления нештатными ситуациями. Безопасность и решение сложных задач всегда будут требовать присутствия человека и бригады быстрого реагирования. Поэтому был создан центр дистанционного управления и контроля, где человек принимает решения при возникновении нештатных ситуаций, в соответствии с принятыми стандартами.

Генеральный директор холдинга Т1 Алексей Фетисов констатировал, что: «сейчас беспилотники это фронтир, где оттачиваются все самые современные прорывные технологии — машинное зрение, искусственный интеллект, комбинаторная оптимизация, обработка информации в режиме реального времени, принятия решений, самые-самые интересные вещи сейчас там».

В Т1 заинтересованы в применении своих технологий и решений на конкретных задачах, которые решаются с помощью беспилотных систем. В холдинге есть два основных направления: транспорт, логистика и мониторинг, и использование технологий в агропромышленном комплексе. Эти темы представляют большой потенциал для решения сложных задач, экономически и технически возможных только с помощью беспилотных аппаратов. Холдинг является конструкторским бюро и производителем своей линейки беспилотных аппаратов, в которых используются отечественные САПР и технологии.

В области транспорта Алексей отметил потенциал для быстрых и эффективных решений, которые не требуют мощных аппаратов. Однако сертификация и производство крупного беспилотника представляют значительные трудности, поэтому Т1 создали собственную авиакомпанию для запуска беспилотных систем в реальные условия.

В агропромышленном комплексе можно отметить возможности использования различных технологий, таких как датчики, интернет вещей, дистанционное зондирование земли и искусственный интеллект. Совмещение таких технологий в одной платформе, позволяет эффективно использовать посевные площади и повышать урожайность, что представляет огромный потенциал для развития сельского хозяйства.

В Т1 работают над разработкой программного обеспечения, включая машинное зрение и оптимизацию управления беспилотными системами, чтобы обеспечить эффективное использование и оптимальное управление нашими аппаратами в соответствии с запросами рынка. Холдинг заинтересован в опробовании своих технологий и решений на практике, особенно в области транспорта, логистики и мониторинга. Это перспективные направления, где беспилотные аппараты имеют большой потенциал. Являясь конструкторским бюро и производителем собственных беспилотных аппаратов, холдинг испытывает свои технологии во всем производственном цикле.

Осознавая значимость интеграции большого объема информации и ее обработки в реальном времени, а также проблему локализации производства беспилотников на уровне компонентной базы, представители Т1 намерены принять активное участие в ее решении.

Говоря про развитие беспилотных технологий вице-президент по инновациям ГК «Дамате» и заместитель председателя ИЦК «Агропромышленный комплекс» Ольга Чебунина рассказала про специфику внедрения этих технологий в своей отрасли. Группа компаний «Дамате» — крупнейший в стране производитель и переработчик мяса индейки, утки и баранины: топ-1 в Европе и топ-4 в мире.

При использовании беспилотных систем в растениеводстве важными задачами являются агронаблюдение, распознавание сорняков и вредителей, а также внесение целевого защитного регулятора и минеральных удобрений в растения. Агронаблюдение осуществляется с помощью беспилотников, которые собирают информацию о полях и создают карты общей ситуации. В рамках проекта "История поля" ведется работа над разработкой системы, которая заменит западную систему и будет определять степень вегетации, вид и размеры сорняков. Это значительно облегчит задачи агрономам и повысит эффективность процессов в растениеводстве.

Однако прежде, чем прийти к гипердеревням, нужно решить важные задачи, которые мешают эффективно использовать дроны: покрытие связи у полей и кадровый вопрос. Также сейчас используются в основном китайские дроны, и не хватает российских альтернатив.

Использование беспилотных систем в животноводстве и растениеводстве представляет значительную выгоду и решает конкретные задачи. В случае свободного выпаса животных, беспилотники могут осуществлять слежку за животными и поверхностью, чтобы предотвратить возможные повреждения или воздействие диких зверей. Кроме того, беспилотные системы находят применение в животноводстве, например, для борьбы с мухами на крупных фермах. Также беспилотники могут работать в местах, представляющих опасность для людей или распылять специальные препараты, что повышает уровень безопасности и облегчает выполнение профилактических работ.

Такие примеры, как избежание вытаптывания растений или повреждений при выращивании свеклы, гороха или подсолнечника при использовании беспилотников, демонстрируют экономическую выгоду применения беспилотных систем. А применение беспилотной авиации позволяет избежать повреждений культур на полях и аграрии отмечают значительное экономическое преимущество в результате экономии средств и исключения ошибок, которые могут быть связаны с использованием человеческого труда или техники на земле.

Беспилотники уже используются в сельском хозяйстве и доказали свою эффективность, однако, когда рассматривается экономическая целесообразность, каждый случай должен изучаться индивидуально.

Генеральный директор СК Capital Владимир Сакович подчеркнул, что для мелких компаний, занимающихся сельским хозяйством и использующих дроны, это может оборачиваться отрицательным эффектом из-за высоких требований, связанных с регистрацией, уплатой налогов и пошлин. Однако с течением времени и развитием отрасли, дроны могут стать экономически выгодными и помочь фермерам в их работе.

Экономическая эффективность беспилотных технологий уже подтверждена — много государственных и частных заказчиков этим пользуются, при этом: «пока экономическая эффективность совсем не подтверждена в доставке, хотя все ожидают что именно доставка станет ключевым рынком на горизонте десятилетия или двух, то есть именно в доставке дроны будут активнее всего использоваться но пока экономической эффективности там нет то есть юнит экономика на юнит экономика отрицательная. Поэтому мы, выстраивая нашу инвест-стратегию, вкладываем деньги во все, ожидая более быстрый возврат от мониторинга, более длинный возврат от доставки».

В настоящее время многие компании, занимающиеся дронами, накопили значительные технологии за последние десять лет и переключаются на решение задач, предложенных государством. Но для достижения экономической эффективности в крупных масштабах России не хватает качественной связи. Надежная связь необходима для обеспечения коммуникации между дронами и их полезной нагрузкой. И один из факторов, существенно влияющих на успех внедрения беспилотных систем — поддержка государства и его способность вложиться в развитие этого направления, где сегодня требуются регулирование, длинные деньги и соблюдение правил.

Ростелеком за последние много лет очень много построил всего, что нужно для связи, но Россия — самая большая страна в мире, в которой самые большие площади для сельского хозяйства, из-за этого на полях часто нет связи и даже электричества. Поэтому связь это действительно номер один.

При этом существует много государственных субсидий, грантов и федеральных программ, которые помогают поддерживать развитие отрасли. Федеральный проект по развитию беспилотной авиации, утвержденный в прошлом году, способствует просветительской деятельности, субсидированию спроса и образованию кадров в этой области. И главным вызовом здесь является нехватка квалифицированных специалистов и компонентов, так как многие из них в настоящее время поставляются из-за рубежа.

Заместитель председателя правления фонда «Сколково» Алексей Беляков рассказал про тренды этого направления: «В мире тренды очень похожи. Первое — сельское хозяйство, второе горнорудка — мониторинг карьеров, свалок, отвалов, значит, объема грунта и формы этих карьеров, третье — летающие и наземные беспилотники. Эти три рынка в ближайшие 3-6 лет будут основными». Доставка, с учетом проблем по безопасности, выйдет в тренды примерно через 10-15 лет.

Говоря про сложности внедрения технологии Алексей обратил внимание на технологический барьер, который связан с необходимостью создания инфраструктуры для мониторинга и управления беспилотными системами, что включает системы связи, планирования маршрутов и разведения воздушных аппаратов. Системы навигации и автономной функциональности играют важную роль в развитии беспилотных систем, которые должны быть способны ориентироваться на местности и навигировать без постоянного пилотирования.

Не менее важным вызовом является низкий спрос на беспилотные технологии. Рынок беспилотных систем в России перспективен, благодаря поддержке национальных проектов, развитию кадров и работы по регулированию. Однако спрос на такие решения остается относительно низким. Рынок начнет развиваться только тогда, когда будут установлены правила и регуляции для коммерческого использования беспилотных систем в широком масштабе — в настоящее время в России действуют экспериментально-правовые режимы для регулирования применения беспилотных систем.

Участники встречи сошлись во мнении, что в сельском хозяйстве, особенно в животноводстве и перерабатывающей промышленности, автоматизация только начинается. Промышленность, сельское хозяйство и транспорт, стоят перед большими вызовами в области автоматизации. Внедрение этих технологий уже показало высокие экономические результаты, но главные шаги в развитии этого направления ждут нас впереди!