5 Июня Среда

Цифра для экспорта

Санкт-Петербург, Территория инноваций, павильон G

Сессия РБК на площадке «Территория инноваций», 16:15 – 17:30

Сессия РБК при поддержке АО «РЭЦ» и АО РОСЭКСИМБАНК

В современном обществе технологии сопровождают человека в любой деятельности. Они открывают новые возможности и повышают уровень жизни. Цифровизация дала возможность производителям уделять больше времени качеству продукта, а также облегчила выход на рынок, в том числе и зарубежный. С её помощью легче разобраться в государственных мерах поддержки, сэкономить средства и время. Цифровизация сформировала нового потребителя, который открыт к новым продуктам и новым способам взаимодействия, который ценит скорость и удобство.

Россия в последние годы существенно меняет и структуру экспорта, и состав стран, с которыми торгует особенно активно. Важную роль в том, чтобы сделать участие в этих процессах комфортным и эффективным для бизнеса, играет цифровая платформа «Мой экспорт» Российского экспортного центра. Технологичная платформа помогает объединить усилия всех участников процесса и стать драйверов развития страны.

Об успешных кейсах разработки, внедрения и применения технологий, а также государственной поддержке и дальнейшем развитии безбарьерной среды для экспортеров в России поговорим на сессии.

Модераторы
Кирилл Токарев
шеф-редактор и ведущий телеканала РБК
Сергей Иванов
исполнительный директор, член совета директоров, ГК «Эфко»
Спикеры
Юрий Сапрыгин
коммерческий директор, учредитель, сооснователь, ООО «ЛИСТОН»
Штефан Дюрр
генеральный директор, УК «ЭкоНива-АПК Холдинг»
Алексей Баранов
директор по развитию компании VetBot
Алевтина Кириллова
заместитель генерального директора АО «РЖД Логистика»
Сергей Громак
вице-президент АвтоВАЗ
Эксперты первого ряда
Роман Чекушов
директор Департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли, Минпромторг РФ
Александр Цыбульский
губернатор Архангельской области
Вероника Никишина
генеральный директор, АО «Российский экспортный центр»
Ольга Савина
управляющий партнер Savina legal

Цифровизация как драйвер российского экспорта

Цифровые технологии пронизывают все сферы экономики, в том числе и торговые отношения между странами. В цифровой оптимизации экспорта заинтересована каждая из сторон: бизнес, государство и иностранные партнеры. 5 июня в Санкт-Петербурге в рамках ПМЭФ состоялась дискуссия «Цифра для экспорта».

В разговоре приняли участие Юрий Сапрыгин, коммерческий директор, учредитель ООО «ЛИСТОН», Штефан Дюрр, генеральный директор УК «ЭкоНива-АПК Холдинг», Алексей Баранов, директор по развитию VetBot, Алевтина Кириллова, заместитель генерального директора АО «РЖД Логистика», Сергей Громак, вице-президент «АвтоВАЗ», Вероника Никишина, генеральный директор АО «Российский экспортный центр» (входит в ВЭБ.РФ), Александр Цыбульский, губернатор Архангельской области, и Роман Чекушов, директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга РФ. Модерировали дискуссию Сергей Иванов, исполнительный директор, член совета директоров ГК «Эфко», и Кирилл Токарев, шеф-редактор и ведущий телеканала РБК.

Давая старт дискуссии, Сергей Иванов рассказал о возможностях цифровой платформы «Мой экспорт»:

«Моя компания активно занимается экспортом – это половина нашей выручки. И мы активно пользуемся различными мерами поддержки. И благодаря платформе „Мой экспорт“ мы сделали множество новых открытий в этой сфере. Деньги, которые сейчас государство выделяет на поддержку экспортеров, помогают зарабатывать до 1–2% маржи – это 62 млрд в этом году».

Вероника Никишина по просьбе Сергея Иванова рассказала о том, как возник замысел создания такой сервисной системы:

«Когда мы говорим про экспорт, мы не всегда задумываемся, что экспортеры – это огромное разнообразие компаний и жизненных ситуаций, с которыми они сталкиваются. Малые и крупные компании, начинающие и традиционные экспортеры – это разные потребности и задачи. Все это разнообразие требует огромного массива знаний и предложений, и наша задача заключалась в том, чтобы собрать их в одном месте, на доверенной платформе. Для этого мы и создали государственную информационную систему, максимально упростив все, что мы можем предоставить экспортерам для удобства их бизнеса. Все для того, чтобы они непосредственно занимались экспортом, а не бегали по инстанциям».

Александр Цыбульский, в свою очередь, как губернатор привел пример того, какие меры поддержки может найти на платформе предприниматель из Архангельской области:

«Объединяя региональные меры поддержки с федеральными в рамках платформы „Мой экспорт“, мы руководствовались потребностями бизнеса. На сегодняшний день Архангельская область добавила уже 18 услуг на этот федеральный портал, и мы добавим еще 10 в ближайший месяц – по сути, это служба одного окна. И мы видим растущий интерес предпринимателей. Как экспортер из нашей области, вы можете получить полный спектр услуг: это получение документов, сертификатов о происхождении, фитосанитарных сертификатов, поиски рынка и поиски партнеров – огромный набор мер поддержки».

Штефан Дюрр поделился своим опытом работы с платформой «Мой экспорт»:

«У нас крупная компания, мы производим около 7% российского молока. Наши сотрудники в коровниках давно работают без бумаг – на планшетах или компьютерах: агрономы, ветеринары. А экспортеры долго сидели и писали все от руки. Но почему экспортер должен быть хуже? Сейчас мы далеко продвинулись, и наличие такой платформы, как „Мой экспорт“, платформы одного окна – это огромный плюс. Можно оперативно получать субсидии, исправлять ошибки в бумагах. Не все еще работает идеально, но важно понимать, что любая программа будет хорошо развиваться, если ею будут активно пользоваться».

Алексей Баранов, со своей стороны, рассказал о том, как малый и средний бизнес может воспользоваться мерами поддержки экспорта, чтобы быстро выйти на глобальные рынки:

«Я приехал из маленькой смоленской деревушки. Мы делаем мебель, столы и клетки для домашних животных. И нам удалось выйти в 30 стран мира за 12 месяцев – именно благодаря Центру поддержки экспорта нашего региона и государственной платформе „Мой экспорт“. Там я получил электронные площадки, где я разместил продукцию и получил запросы со всего мира, там же я получил возможность путешествовать по выставкам и находить клиентов. Если есть интернет, больше ничего не нужно: уже можно получить своих клиентов».

Как представительница РЖД Алевтина Кириллова выделила пользующиеся спросом логистические услуги платформы «Мой экспорт»:

«Что необходимо экспортеру? Эффективная логистика, которая снижает издержки и повышает конкурентоспособность. И мы как логистический оператор экспортных грузов вместе с РЭЦ в 2019 году запустили на цифровой платформе „Мой экспорт“ проект „Агроэкспресс“. В его рамках можно заказать транспортную накладную, вагон, автомобиль и мультимодальную перевозку. Мы двинулись дальше. У нас большой комплекс малых и средних предпринимателей, которым тоже нужно быстро упаковывать и отправлять сборные грузы. И мы запустили сервис „Экспортный экспресс МСП“: все его составляющие можно заказать в электронном формате».

О том, как видится «Мой экспорт» со стороны крупного бизнеса, высказался Сергей Громак:

«„АвтоВАЗ“ – крупный экспортер. Мы очень активно работаем с экспортно-логистической господдержкой, и раньше документы подавались в бумажном виде. Каждую осень два кабинета в офисе московского „АвтоВАЗа“ были забиты этими коробками. Сейчас все подается в цифровом виде, и это очень удобно».

О взгляде государства на цифровые сервисы и сотрудничестве с бизнесом рассказал Роман Чекушов:

«Перевод услуг в цифру – это работа, которая дает результаты как для бизнеса, так и для государства. Для бизнеса это ускорение и упрощение процедур, а где-то – сокращение расходов. А со стороны государства цифровые сервисы обеспечивают модель абсолютной прозрачности и объективности принимаемых решений. Ведь сервис – это не рассмотрение скана той же самой бумажки. Это интеграция всех информационных систем, получение автоматического подтверждения, что операция действительно произошла. Это автоматизированное и фактически безошибочное принятие решений: например, количество споров практически перешло на ноль, когда по отдельным видам господдержки мы перешли на цифровизацию».

Завершая разговор, Юрий Сапрыгин описал опыт работы с платформой со стороны малого бизнеса, очень активного в экспортной сфере:

«Я экспортирую еще с 2013 года. И я помню, как это было до цифры: багажники бумаг, необходимость самостоятельно ходить и выяснять какие-то вещи. Благодаря РЭЦ стало гораздо легче ездить на выставки, и самые классные стенды на любых международных выставках сейчас – российские. Дальнейшее ускорение процессов при помощи цифровизации даст нам как экспортерам и как стране реальное конкурентное преимущество».

Кроме отзывов о работе платформы «Мой экспорт», гости также поделились своим видением ее развития и внесли ряд ценных предложений о новых функциях, которые можно добавить в платформу, и возможностях для бизнеса, которые могут быть реализованы с ее помощью в перспективе. Среди них клиринговый сервис, функция поисковика по доступным странам и функциям, работа через «Мой экспорт» с ближним зарубежьем, возможность направления документов иностранным партнерам в электронном виде.

«Точка невозврата обратно в „бумагу“, мы надеемся, пройдена. И благодарю вас за то, что мы вместе учимся делать нашу жизнь более удобной и цифровой», – подвела итог Вероника Никишина.