5 Сентября Четверг

Траектория роста В2В: чего хочет профессиональный клиент

Владивосток, кампус ДВФУ, корпус В, студия РБК

Строительный рынок в России динамично развивается. Значительное влияние на этот процесс оказывают высокие объемы строительства и рост промышленного производства. Параллельно растут и инвестиции в капитальный ремонт жилого фонда и объектов ЖКХ – а вместе с ними и потребность в стройматериалах.

Меняются и запросы клиентов – в первую очередь, это касается крупных компаний. Ключевой тенденцией в B2B является возрастающая потребность в «службе одного окна»: бизнес оптимизируется, переходя к сотрудничеству с единым крупным подрядчиком. В этих условиях развитие ПРО-направления становится насущной необходимостью.

Об актуальных тенденциях в сфере строительства и ремонта и о том, как эффективно удовлетворить новые запросы профессиональных клиентов, РБК поговорил с Натальей Потамианос, исполнительным директором направления ПРО «Лемана ПРО» («Леруа Мерлен»).

Ключевые темы:

  • «Лемана ПРО»: ребрендинг и актуальные задачи развития
  • Профессиональный клиент в сегменте строительных материалов: кто он?
  • Запросы профессиональных клиентов
  • Сотрудничество с девелоперами
  • Импортозамещение в строительной сфере
  • Развитие бизнеса на Дальнем Востоке
Модератор
Игнат Бушухин
управляющий директор «РБК-Недвижимость»

Карьеру в сфере недвижимости Игнат начал с должности заместителя главного редактора проекта «Квадратный метр» (Москва). С 2009 года – главный редактор портала «РБК. Недвижимость», в данный момент Игнат также является главным редактором программы «Недвижимость с Игнатом Бушухиным» на телеканале РБК. В 2016 году получил премию JOY как журналист года на рынке недвижимости.

Игнат окончил факультет журналистики Уральского государственного университета (Екатеринбург).

Спикер
Наталья Потамианос
исполнительный директор направления ПРО «Лемана ПРО» («Леруа Мерлен»)

«Наша задача – объединить клиентов на одной платформе»

Наталья Потамианос, исполнительный директор направления ПРО «Лемана ПРО» («Леруа Мерлен»), рассказала РБК о том, как компания работает с профессиональными клиентами и каковы актуальные тенденции на рынке строительства.

Говоря о ребрендинге «Леруа Мерлен» в «Лемана ПРО», Потамианос подчеркнула:

«Мы стараемся сделать все бесшовно. Процесс никак не должен отразиться на наших партнерах, клиентах и сотрудниках. При этом ребрендинг затронет и форму, и транспорт, и наши магазины. Наша цель – стать компанией-платформой, которая объединит разные типы клиентов и позволит им эффективно взаимодействовать друг с другом. При этом оставаться лидером по обустройству дома, строительству, и мы продолжаем осуществлять нашу стратегию под новым брендом “Лемана ПРО”».

При этом после перехода управления компанией к российскому менеджменту и ребрендинга новый импульс был дан в первую очередь развитию направления с профессиональными клиентами, что и отражает приставка в названии компании – ПРО.

Профессиональный клиент в сегменте строительных материалов: кто он?

Характеризуя клиентскую базу ПРО-направления в актуальных условиях, Наталья Потамианос подчеркнула, что в отношении профессиональных клиентов компания в первую очередь фокусируются на ИЖС-отрасли, которая активно развивается в России. При этом важность направления ПРО возрастает:

«Мы видим тренд в изменении покупательского спроса. Покупатели хотят получать услугу “под ключ” и все чаще обращаются к профессионалам. От “do it yourself” люди переходят к профессионалам, и уже более 41% от ремонтов делается внешними специалистами, и эта доля растет», – отметила спикер.

Запросы профессиональных клиентов

Главной чертой, которая отличает профессиональных клиентов, является их требовательность, рассказала Потамианос. В первую очередь, для ПРО-клиентов важен не внешний вид товара, а его функциональность, безопасность и долгий срок эксплуатации. Также ПРО-клиенты обращают особое внимание на гарантию и возможность возврата товара. Спикер резюмировала:

«Наши покупатели хотят выбирать и покупать товар онлайн, иметь службу одного окна, дистанционные продажи и консультации. ПРО-клиенты более требовательны и к товарам, и к услугам, и к доставке».

При этом ПРО-клиент может как купить товар в магазине, так и дозаказать что-то онлайн прямо на объекте. Это не относится к клиентам, работающим с ПГС и ИЖС: они сотрудничают с личными менеджерами в режиме активных продаж. Ключевое требование всех клиентов – поддержка 24/7.

После покупки товара общение с клиентом не заканчивается: существует программа лояльности, обеспечивающая расширенный доступ к возврату товара, ассортименту. ПРО-клиенты также представлены на платформе услуг и имеют возможность поработать с другими клиентами компании.

«На всем жизненном цикле объекта существует множественное количество клиентов, и наша задача – объединить их в одном пространстве, создать коммьюнити, и максимально обеспечить объект нашими товарами».

ПРО-клиенты на 2024 год обеспечивают 30% товарооборота компании, с равной долей физических и юридических лиц.

Сотрудничество с девелоперами

Важными клиентами для «Лемана ПРО» являются девелоперы. Компания участвует в строительстве объектов по всей России, включая заводы, школы и социальные объекты:

«Мы начали развивать это направление буквально 2 года назад. Это активные продажи: обычно мы сами находим таких клиентов. И это всегда доверительные отношения, которые долго выстраиваются. Конечно, обычно работа с такими клиентами идет не в гипермаркетах – но первый контакт может произойти именно там», – подчеркнула спикер.

Импортозамещение в строительной сфере

«Фокус на импортозамещение мы взяли 8 лет назад, и сейчас уже 72% товаров, которые мы продаем, сделаны в России. К 2026 году это будет 76%. Сейчас мы ведем крупный проект с нашими 60 поставщиками по импортозамещению и планируем нарастить наш объем покупок в рамках этого проекта с 12 млрд до 22 млрд», – рассказала Потамианос.

Спикер добавила, что компания старается заключать как можно больше локальных контрактов, чтобы быть логистически доступнее для своих клиентов. За последний год было заключено 650 контрактов с локальными поставщиками в рамках развития ПГС и ИЖС-направления.В то же время, Потамианос подчеркнула, что импортозамещение – не быстрый процесс, и зоны роста по-прежнему сохраняются в товарах для дома, освещении, электроинструменте.

Отраслевые тренды

Ключевой тренд в отрасли – это работа в режиме «одного окна», отметила Потамианос. Клиенты хотят иметь одну точку касания со своим партнером и получать от него весь сервис в виде комплексного решения.

Кроме того, все активнее применяется проектный подход, то есть поступательное развитие бизнеса и наращивание покупок вместо работы в режиме аврала. Отдельным трендом является развитие сервисных услуг и программ лояльности.

Представленность компании и развитие бизнеса на Дальнем Востоке

На данный момент «Лемана ПРО» имеет 111 магазинов в России и 1 в Казахстане, 11 дарксторов и 6 распределительных центров. На Дальнем Востоке компания представлена 3 магазинами: 2 из них находятся в Хабаровске и 1 во Владивостоке, также в регионе расположен распределительный центр компании.

«На Дальнем Востоке среди наших клиентов очень велика доля строительных компаний, причем их средний чек на 25% выше, чем в целом по России. Это объясняется активностью строительства в регионе и нашей востребованностью как компании», – отметила Потамианос.

Особое внимание в регионе компания уделяет взаимодействию с локальными поставщиками, а также участию в развитии перспективной туристической отрасли.