Получайте рассылку с новостями, которые касаются каждого. Самое актуальное о личных финансах, карьере и безопасности.
Читайте РБК без рекламных баннеров на сайте и в мобильном приложении.
X5 Group – лидер ретейл-рынка и один из крупнейших работодателей России. Компания динамично развивается с темпами роста выше среднерыночных. В чем секрет успеха X5? 4 октября в рамках конференции«X5 Dialog 2024» состоялась презентация «Стратегия X5 Group».
В презентации приняли участие Игорь Шехтерман, генеральный директор Х5 Group, Владимир Салахутдинов, первый заместитель генерального директора Х5 Group, и Екатерина Лобачева, президент Х5 Group. В качестве модераторов выступили Дмитрий Медведев, коммерческий директор «Перекрестка», и Александра Калюкина, директор по маркетингу торговой сети «Чижик».
Начиная презентацию, Игорь Шехтерман рассказал о пути X5 Group к лидерству на рынке ретейла в России:
«Первую конференцию мы провели ровно 10 лет назад. Тогда мы не были первыми на рынке, но уже начали трансформацию, которую продолжаем все эти годы. Мы прошли разные ее этапы, и на сегодня являемся безусловным лидером рынка. И достигли этого лидерства мы в значительной степени благодаря нашим партнерам, производителям».
Затем генеральный директор Х5 Group перешел к теме ключевых трендов на рынке, среди которых он назвал: 1) взрывной рост рынка готовой еды, объем которого может вырасти до 14 трлн руб. с текущих 3 трлн руб. ; 2) нехватка операционного персонала, на которую X5 реагирует при помощи высоких технологий; 3) рост онлайн-доставки, которая к 2028–2030 году может составить 15% рынка; 4) появление новых форматов, например – магазины малой площади по франшизной модели; 5) ритейлеры занимаются вертикальной интеграцией и развивают собственное производство; 6) экспансия маркетплейсов на рынок пищевой продукции.
Шехтерман отметил, что рынок продуктовой розницы в целом будет расти в 2024–2028 годах на 9% ежегодно, в то время как X5 Group планирует расти быстрее, в том числе на 24–25% в 2024 году и не менее чем на 17–18% в ближайшие 3 года. Такие возможности роста откроются благодаря мультиформатной модели, расширению предложения, а также росту среднего чека и трафика.
Также Шехтерман подчеркнул, что в ближайшие годы будет происходить консолидация рынка и топ-5 игроков увеличат свою долю. X5, со своей стороны, ставит себе цель к 2028 году иметь долю не менее 20%, при том что по итогам 2024 года она составит около 15%.
«Что для нас важно и на чем мы делаем акцент? Прежде всего это лидерство в онлайн- и офлайн-пространстве. Это технологическое лидерство в индустрии. Почему это важно? Мы видим огромный вызов, связанный с операционным персоналом. Мы – большая компания, и нам важно построить наши процессы и оптимизировать их так, чтобы, несмотря на наш рост, количество сотрудников не увеличивалось», – заключил Шехтерман.
Генеральный директор Х5 рассказал, что приоритетом для компании является ее долгосрочная стоимость. X5 планирует выйти на российскую фондовую биржу с начала 2025 года и стать активным ее участником.
Также для компании приоритетны социальная ответственность и устойчивое развитие, а именно: работа в сфере благотворительности, ESG-реализация роли одного из крупнейших работодателей России и сохранение талантов в компании, внедрение в бизнес новых технологий и инноваций.
Владимир Салахутдинов, в свою очередь, продолжил обсуждение роли новых технологий в стратегии компании:
«Что мы видим и что учитываем в нашей стратегии? В первую очередь решения на основе искусственного интеллекта. Очень долгое время велись дискуссии о том, что такое искусственный интеллект: фантастика, будущее или игрушка. Мне кажется, сейчас все пришли к окончательному выводу, что ИИ – это реальный инструмент, который может существенно повысить эффективность бизнеса. Мы уже внедрили много решений на его основе и продолжаем работать над ними».
Еще одним важным трендом, с которым работает X5, является роботизация логистики и инфраструктуры – распределительных центров, дарксторов и доставки. Только недавно исследования стали показывать, что роботизация стала экономически выгодной, и компания активно занялась этим вопросом. Большое внимание компания уделяет также ретейл-медиа:
«Еще одна история, которой я хочу поделиться, – это ретейл-медиа. Сейчас ретейлеры становятся наиболее эффективными каналами для продвижения товаров и услуг. Мы не просто рекламное агентство, мы реально контактируем с большим количеством покупателей каждый день. У X5, например, 23 миллиона контактов в день. Это уникальный и эффективный инструмент для продвижения ваших товаров и услуг».
Цифровизация, отметил Салахутдинов, – еще один важный тренд, который учитывает компания:
«Долгое время считалось, что цифровой ретейл – это онлайн-продажи. Но сегодня фактически все наши покупатели, включая тех, кто ходит в офлайн-магазины, имеют мобильные приложения. У нас установился цифровой контакт, и существует множество факторов, согласно которым цифровые сервисы нужны не только в онлайне».
Екатерина Лобачева, со своей стороны, охарактеризовала значение X5 Group для отрасли:
«Мы из ретейлера с 19 магазинами 30 лет назад превратились в ядро российского ретейла. Мы один из самых крупных работодателей в стране: у нас работает почти 400 тысяч человек. Каждый день в наши магазины приходит около 23 миллионов человек. У нас более 7 тысяч поставщиков. В чем здесь проявляется наша зрелость? Мы уделяем особое внимание нашей взаимной эффективности и ответственно подходим к тому, что в итоге получит наш потребитель».
Среди ключевых направлений работы X5 Лобачева назвала: 1) расширение базы поставщиков и географии присутствия в России – с X5 в этом году начали работать более 1300 компаний, а торговые сети группы действуют в 74 регионах России; 2) развитие импорта и расширение географии поставок – например, компания уже является №1 импортером бананов и вина; 3) взаимодействие с малым бизнесом, в особенности с фермерами; 4) работу с союзами поставщиков и создание единого окна для межотраслевого взаимодействия между ретейлом и производителями; 5) работу в области социальной ответственности и благотворительности, важным элементом которой является благотворительный фонд «Выручаем», сосредоточенный на продуктовой помощи нуждающимся.
«Мы действительно присутствуем в жизни каждого клиента и сотрудника, и для каждого мы хотим стать любимым брендом. Мы должны ответственно относиться ко всем аудиториям и ко всем семьям», – резюмировала Лобачева.