19 Июня Четверг

Создавая будущее: поддержка развития и самореализации российской молодежи

Санкт-Петербург, КВЦ «Экспофорум»

Создавая будущее: объединение усилий государства, бизнеса и НКО для поддержки развития и самореализации российской молодежи.

Современная молодежь определит будущее России. Государству, бизнесу и представителям некоммерческого сектора важно объединить усилия, чтобы уже сегодня обеспечить комфортную и безопасную среду для жизни и развития детей и молодых людей, а также устойчивость и динамичность национальной экономики для сохранения системной конкурентоспособности нашей страны.

Модератор
Алевтина Пенкальская
ведущая телеканала РБК
Спикеры
Александр Спиридонов
Депутат Государственной Думы
Мария Ситтель
председатель Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России»
София Малявина
генеральный директор АНО «Национальные приоритеты»
Татьяна Горловская
заместитель генерального директора по управлению персоналом, ГК «Нацпроектстрой»
Анна Сорочинская
исполнительный директор, МОО «Общественный Совет по проблеме подросткового курения»
Илья Дементьев
ректор Корпоративного университета «Газпром нефти»
Надежда Галактионова
директор по устойчивому развитию ООО «СИБУР»
Вера Бояркова
заместитель генерального директора Лемана ПРО

Молодежная политика России: будущее нации как совместная работа общества, государства и бизнеса

19 июня в рамках ПМЭФ состоялась сессия «Создавая будущее: объединение усилий государства, бизнеса и НКО для поддержки развития и самореализации молодежи». Участники встречи обсудили эффективные формы сотрудничества общества, предпринимателей и государства в формировании молодежной политики, обеспечение молодым людям доступа к профессиональной самореализации, усилия по формированию у молодежи ценностных ориентиров, и многое другое.

В дискуссии приняли участие Вера Бояркова, заместитель генерального директора, Лемана ПРО, Татьяна Горловская, заместитель генерального директора по управлению персоналом ГК «Нацпроектстрой», Илья Дементьев, ректор Корпоративного университета «Газпром нефти», Алина Ковалева, учредитель АНО «Национальная лаборатория социального воздействия», основатель ESG клуба Сколково, София Малявина, генеральный директор АНО «Национальные приоритеты», Мария Ситтель, председатель общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России», Анна Сорочинская, исполнительный директор МОО «Общественный Совет по проблеме подросткового курения», Александр Спиридонов, депутат ГД РФ, зампред комитета по промышленности и торговле. Модерировала дискуссию ведущая телеканала РБК Алевтина Пенкальская.

Первой слово взяла Алевтина Пенкальская, которая задала общие рамки обсуждения:

«За молодежью — экономическое будущее нашей страны и государства, потому что от здоровья, от ценностей и приоритетов, которые будут воспитываться у молодежи, зависит и благосостояние, и экономическое развитие всего государства. Молодежь — это будущие трудовые ресурсы, и поэтому молодежной политике все страны уделяют огромное внимание. Сегодняшние решения имеет не только сразу заметные результаты, но и отложенный эффект на десятилетия вперед. И такая политика невозможна без диалога между представителями государства, некоммерческих организаций и бизнеса».

София Малявина подчеркнула положительную роль некоммерческих организаций в формировании молодежной политики России:

«Совместно с Росмолодежью мы составили навигатор по возможностям для молодых людей. И там действительно собраны все возможности из всех 20 национальных проектов, которые утверждены нашим Президентом. На наш взгляд, самый важный показатель — это вовлечение молодых людей. Надо говорить с ними честно, потому что и дети, и молодые люди очень искренне реагируют на то, как мы разговариваем, что мы показываем, поэтому правдивый, настоящий контент — это то, как надо продвигать меры, которые мы реализуем».

Малявина выразила уверенность в том, что в современной России у молодежи нет недостатка в возможностях для самореализации:

«Молодежи, которой бизнес и государство сейчас предоставляют массу различных возможностей, можно только позавидовать. Есть многочисленные образовательные программы, в том числе для школьников. Мы 4 года подряд проводим премию “Наш вклад”. Это оценка вклада бизнеса и НКО в реализацию национальных целей и национальных проектов. И по прошлому сезону 20% всех проектов, которые подавали бизнес и НКО, посвящены молодежным проектам. Мне кажется, это достаточно весомый вклад в развитие этой темы».

Мария Ситтель, напротив, сосредоточилась на вызовах, которые стоят перед российской молодежью и которые, по мнению спикера, должны определять молодежную политику государства и НКО:

«У современных молодых людей возникает противоречие между комфортом и инициативой. У них комфортная среда, они живут очень хорошо и удобно. И зачем тогда что-то делать? Девочки сейчас хотят выходить замуж и создавать семью, но при этом меньший процент хотят рожать и заводить детей. У мужчин примерно то же самое прослеживается. И мы, как общество, должны на это реагировать, поддерживать инициативное движение и принимать другие меры».

Далее Ситтель сосредоточилась на глобальной картине и представила свои данные относительно того, какой Россию и россиян хотели бы видеть граждане стран-партнеров по БРИКС:

«В рамках исследования в странах БРИКС 5500 молодых респондентов было опрошено, как они видят и представляют Россию, молодежь России. Каков результат? Молодежь стран БРИКС хочет видеть Россию не только как сильную державу и как партнера, который на равноправных основаниях выстраивает свои связи с другими, но и как лидера в мировой гуманитарной повестке. Поэтому мы по-прежнему являемся ретрансляторами смыслов, создателями и главными драйверами».

Анна Сорочинская перешла к теме сохранения здоровья детей и рассказала, какие инициативы реализуются в контексте борьбы с детским и подростковым курением:

«В прошлом году на Петербургском Экономическом форуме стартовала очень важная инициатива, наш Общественный совет по проблеме подросткового курения подписал меморандум о сотрудничестве в области предотвращения доступа несовершеннолетних к никотинсодержащей продукции. Здесь мы видим партнерство представителей бизнес-структур, прежде всего торгового сообщества, органов власти на местах, родительских ассоциаций».

По словам спикера, сейчас как никогда важно сделать так, чтобы сигареты и вейпы стали недоступны для детей:

«Я думаю, что ни для кого здесь не секрет, что, проблема подросткового курения — это достаточно серьезная социальная проблема. Поэтому сегодня наша общая задача сделать так, чтобы сигареты и вейпы были недоступны для детей, чтобы они не могли их ни купить в торговых точках, ни заказать по интернету, ни получить через посредничество взрослых. Мы проводим очень масштабную работу — это и социальная реклама, и общественный контроль, и работа с бизнесом».

Александр Спиридонов подчеркнул важность сотрудничества между государством и обществом в реализации молодежной политики:

«Даже небольшие ресурсы, которые государство вкладывает, помогая общественным организациям, дают огромный эффект. Очень правильный путь, который был выбран не так давно — это грантовая поддержка. Она, во-первых, целевая, во-вторых, очень эффективна, потому что организации надо добиваться результата».

Спиридонов обозначил позитивную роль запретительных мер в работе с несовершеннолетними:

«Дети употребляют и энергетики, которые мы тоже сейчас ограничили для детей. И вот недавно был принят один из законопроектов, автором которого я являюсь, об ответственности за продажу энергетиков. Употребляют газ. Вот подумать только, да? Кто бы мог подумать, что дышат дети газом? Вред от этого колоссальный. Пришлось вводить запреты».

Другое значимое направление государственной политики, которого коснулся Спиридонов — это профориентация для подростков:

«У нас из тех, кто поступает в высшие учебные заведения, по окончанию иногда только 40% идут по специальности работать. Это прямые потери для нашего общества, потому что человека учили, тратили на него государственные средства. А человек просто уходит из своей профессии и не реализуется. Поэтому, на мой взгляд, очень важная задача, чтобы с самого детства показывали различные профессии, чтобы ребёнок с самого детства пробовал себя в разных направлениях и знал, чего он хочет. Допустим, нравится ему самолеты. Пусть он с детства пойдет в кружок авиамоделирования или в секцию беспилотной авиации. Сейчас это очень модно».

Затем к дискуссии присоединился Илья Дементьев, который рассказал про молодежные проекты, реализуемые «Газпром нефтью»:

«Компания уже много лет осознает важность участия в образовательной и профессиональной подготовке молодежи, взаимодействует как с университетами, так и, в последнее время, с колледжами и школами. Ну, например, мы сотрудничаем со школами, но не для того, чтобы школьники пошли в компанию “Газпром нефть”. Потому что от выпуска из школы до прихода будущего сотрудника в компанию очень много разных развилок, которые, скорее всего, будут пройдены как-то непредсказуемо. Но мы стремимся к тому, чтобы школьники, с которыми мы работаем, пошли в инженерные профессии. И тем самым мы формируем хорошую воронку среди талантливых школьников, которые потом попадут в вузы на инженерные специальности, а потом, возможно, попадут в промышленность и, возможно, попадут в компанию “Газпром нефть”».

Дементьев также подчеркнул необходимость подготовки специалистов рабочих профессий:

«Дефицит кадров, которые сегодня все уже декларируют достаточно отчетливо, мы почувствовали несколько лет назад, и почувствовали практически во всем спектре наших рабочих специальностей, от классического бурильщика, машиниста или оператора установки до разработчика или системного администратора. И в этом смысле как раз в регионах присутствия компании мы развиваем сотрудничество с колледжами, строим взаимодействие с государством, участвуем в проектах профессионалитета по всем специальностям, которые мы считаем дефицитными».

Татьяна Горловская продолжила тему подготовки кадров и поделилась опытом ГК «Нацпроектстрой»:

«Мы посмотрели, каким образом наш кадровый состав изменится в будущем. Мы провели диагностику и понимаем, что в ближайшие 10 лет из нашей компании по причине выхода на пенсию высвободится 37000 сотрудников. При этом с рынка присоединится только 27000 молодых специалистов в силу демографической ситуации. То есть мы ожидаем недобор в 10000 человек. Эта ситуация применима ко всему рынку труда. В данном контексте каждый молодой специалист буквально на вес золота, и каждому нужно помочь с раннего возраста определиться в профессии, обучиться, помочь сохранить здоровые и привить правильные ценности».

Спикер отмечает, что для нужд рынка необходимо повышать престиж специальности рабочего, при этом важно подойти к данному вопросу креативно:

«Мы призываем разговаривать с молодежью. Например, говорим на молодежных форумах: “хотите создать контент на века? Присоединяйтесь к строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали”. Объяснять на языке молодежи, почему это круто работать в строительстве».

Вера Бояркова согласилась с предыдущим спикером в том, что бизнесу важно ориентироваться на молодежь:

«Мы сейчас заботимся о том, чтобы быть привлекательными для поколения Z. Это поколение не только наших сотрудников, но и наших клиентов. Социальные проекты для молодежи сейчас особенно нужны, именно поэтому мы ими занимаемся. С одной стороны возможностей много у молодежи, с другой стороны они живут в сложном контексте: быстро нужно учиться, быстро адаптироваться. У нас есть классные проекты с колледжами, вузами, и мы обучаем порядка 6000 сотрудников в год».

Бояркова отдельно выделила как приоритетное направление работу по “созданию смыслов” для молодых людей:

«А что мы можем дать нашим молодым людям, как работодатель? У нас в Санкт-Петербурге представлены на полках товары, которые сделаны руками молодежи, руками студентов, руками учеников колледжа. Детям нужно дать веру в себя и веру в то, что они действительно могут себя реализовать абсолютно в разных сферах».