3 Декабря Вторник

Multi Level Network 2024

Москва, Центр событий РБК

О мероприятии

Второй деловой форум в сфере MLM-бизнеса вновь станет главной площадкой в России для диалога. В 2024 году сетевым компаниям есть что обсудить и показать. Помимо результатов специально проведенного исследования отечественного рынка MLM-индустрии, представители сетевого бизнеса обсудят главные вопросы, волнующие как тех, кто уже работает в этой сфере, так и тех, кто еще только рассматривает возможность попробовать свои силы в этой модели бизнеса.

Представители индустрии расскажут о проблемах и перспективах закрепления статуса сетевого предпринимателя в России и выскажут свое мнение о плюсах и минусах разных форматов продаж. Также именно на площадке форума будут подведены итоги отраслевого конкурса и вручены награды лучшим MLM-компаниям.

Официальный сайт форума 2024 и регистрация

Трансляция форума MLN 2023

Модераторы
Андрей Левченко
ведущий телеканала РБК
Анна Заброда
ведущая телеканала РБК
Сессия: MLM-отрасль сегодня (Большой зал)
Сергей Хитров
руководитель аналитической группы РБК Исследования рынков
Иван Пятков
заместитель председателя правления, директор розничного бизнеса Альфа-Банка
Реваз Юсупов
заместитель Генерального директора Центра развития перспективных технологий – оператора государственной системы маркировки «Честный Знак»
Петр Чубаров
амбассадор NL International, партнер компании c 2000 года
Елена Николаева
член Общественной палаты города Москвы
Юлия Михалева
заместитель Руководителя Роскачества
Андрей Шаромов
к.ф.н., PR-директор, доцент департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
Артем Кирьянов
заместитель председателя Комитета по экономической политике Государственной Думы
Сессия: Определение статуса сетевого предпринимателя: задачи бизнеса и государства (Большой зал)
Петр Чубаров
амбассадор NL International, партнер компании c 2000 года
Сергей Чудаков
генеральный директор союза «Здоровье Здоровых», к. м. н., соруководитель направления «превентивная медицина» Национальной технологической инициативы
Станислав Санников
соучредитель Network Expert, главный редактор, руководитель команды экспертов
Владимир Вайнер
директор дивизиона развития сектора некоммерческих организаций АСИ
Дискуссия: Модели MLM-бизнеса. Кому какая модель подходит больше? И какие не подходят?(Большой зал)
Евгений Белозеров
амбассадор NL International, партнер компании c 2004 года
Марат Сафиулин
основатель проекта СтопПирамида, федеральный эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, научный сотрудник МГУ им. М.В Ломоносова, к.э.н. МВА
Алексей Бабинцев
основатель и СЕО NRG international
Ольга Зонова
руководитель департамента развития агентских продаж Альфа-Банка
Станислав Панюков
директор по развитию продаж группы «Самолет»
Дмитрий Семин
президент тренинговой компании Semin Group
3 декабря, вторник
10:30 — 12:00
Сессия: MLM-отрасль сегодня (Большой зал)
Презентация исследования MLM-отрасли в России.
Что значат результаты для индустрии.
Исследование и стереотипы о продаже MLM-компаниями продукции по завышенной цене.
Какие стандарты качества на самом деле используются в отрасли.
Потенциальные тренды индустрии в ближайшем будущем.
12:30 — 13:30
Сессия: Определение статуса сетевого предпринимателя: задачи бизнеса и государства (Большой зал)
Место сетевого предпринимательства в государственной системе координат. Требуется ли регулирование и поддержка?
Официальный статус сетевого предпринимателя в России: нужен ли он предпринимателям и государству?
Тонкости налогообложения. Достаточно ли статуса самозанятого или необходим отдельный ОКВЭД.
Опыт построения взаимоотношений государства и сетевых предпринимателей в других странах.
Вклад MLM-бизнеса в развитие социального предпринимательства в стране
14:30 — 15:30
Дискуссия: Модели MLM-бизнеса. Кому какая модель подходит больше? И какие не подходят?(Большой зал)
Разные форматы в МЛМ – плюсы, минусы и подводные камни.
Почему часть представителей индустрии считает определенный формат более перспективным на рынке.
Примеры успешного использования реферальной системы в бизнесе, в том числе в банкинге.
15:45 — 16:45
Церемония награждения. Награждение участников MLM-отрасли в России по нескольким номинациям (Большой зал)
Лидер рынка.
Динамика роста.
Лидер благотворительности / Проект в области социальной ответственности.
Запуск инновационного продукта.
Стильный дизайн упаковки.
Яркое бизнес-событие.
Поддержка сетевого сообщества.

Итоги 2024 года для MLM-бизнеса: факторы роста, вызовы и прогнозы

MLM-отрасль играет важную роль в экономике России, способствуя развитию культуры предпринимательства и созданию новых рабочих мест. Обсуждение актуальных вопросов и перспектив быстро развивающегося сегмента становится все более важным для его устойчивого роста. 3 декабря в Москве в Центре событий РБК состоялся форум Multi Level Network 2024 — ключевое событие для отрасли.

Устойчивое и динамичное развитие MLM-сегмента дает сотням тысяч людей возможность найти себя в бизнесе и способствует укреплению социально-экономического потенциала страны. Форум Multi Level Network стал важной площадкой для обсуждения перспектив отрасли и путей ее адаптации к новым экономическим условиям.

Форум, проходящий во второй раз, вновь собрал лидеров индустрии, экспертов, представителей бизнеса и государства для обсуждения ключевых вопросов развития сетевого бизнеса в России. Программа мероприятия включала три тематические сессии: «MLM-отрасль сегодня», «Определение статуса сетевого предпринимателя: задачи бизнеса и государства» и «Модели MLM-бизнеса: кому какая модель подходит больше? И какие не подходят?». Важной частью форума стало награждение лучших MLM-компаний в номинациях «Запуск инновационного продукта», «Дизайн упаковки», «Яркое бизнес-событие», «Проект в области социальной ответственности» и «Поддержка сетевого сообщества».

В первой сессии форума «MLM-отрасль сегодня» приняли участие Андрей Шаромов, к. ф. н., PR-директор, доцент департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, Сергей Хитров, руководитель аналитической группы РБК Исследования рынков, Иван Пятков, заместитель председателя правления, директор розничного бизнеса «Альфа-банка», Реваз Юсупов, заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий — оператора государственной системы маркировки «Честный Знак», Петр Чубаров, амбассадор NL International, партнер компании c 2000 года, Юлия Михалева, заместитель руководителя Роскачества, и Артем Кирьянов, заместитель председателя Комитета по экономической политике Государственной думы РФ. Модерировал разговор ведущий РБК Андрей Левченко.

Предваряя дискуссию, Сергей Хитров представил результаты исследования MLM-отрасли, в ходе которого было проанализировано более 100 участников рынка. Согласно исследованию, общий объем MLM-рынка в России в 2024 году составил почти 200 млрд рублей. Если в 2022 году наблюдалось падение продаж, то в последующие годы рынок показал постепенное восстановление и сейчас стабилен.

Одной из ключевых тенденций на MLM-рынке является рост доли отечественного бизнеса: часть иностранных компаний ушла с рынка, часть сократила свои показатели, в то время как российский бизнес растет.

«Анализ прироста выручки топ-20 игроков на российском рынке MLM в 2023 году по сравнению с 2022 годом показывает заметную разницу. У иностранных компаний выручка в большинстве случаев упала. Например, компания Herbalife зафиксировала снижение более чем на 6 млрд рублей. В то же время основной прирост приходится на российские компании, которые продолжают укреплять свои позиции», — отметил Хитров.

О том, как государство смотрит на MLM, рассказал Артем Кирьянов. Он подчеркнул, что в сегменте идет процесс обеления бизнеса, при этом российские компании активно занимают ниши, освободившиеся после ухода иностранных игроков. Развитие отрасли делает необходимым дальнейшее совершенствование законодательства, связанного с MLM и онлайн-торговлей.

«Сейчас подходящий момент для уточнения понятийного аппарата и выработки законодательных определений. Например, правительство активно работает над законопроектом о платформенной экономике. Последние 2 года я активно занимаюсь вопросами, связанными с маркетплейсами. Однако в юридическом смысле у нас все еще нет четкого определения этого понятия, как и многих других аспектов цифровой торговли. Мы все больше используем онлайн-каналы для удовлетворения потребностей, но в регуляторике это пока почти не отражено».

Юлия Михалева, со своей стороны, отметила, что Роскачество активно включает лидеров MLM-рынка в свои исследования. Отрасль, существующая с 1990-х годов, прошла огромную эволюцию: многие компании стали серьезными игроками в различных потребительских сегментах, подчеркнула Михалева.

Говоря о проблеме регулирования маркетплейсов, спикер отметила, что ситуация меняется в лучшую сторону и маркетплейсы берут на себя ответственность в том числе за качество товара:

«Раньше маркетплейсы считали, что за качество товаров и услуг должны отвечать либо продавцы, либо сами покупатели. Постепенно совместными усилиями всех заинтересованных сторон эта позиция меняется. Примером может служить проект реестра доверенных онлайн-площадок, запущенный Роскачеством три года назад совместно с Росаккредитацией», — заключила Михалева.

Реваз Юсупов, в свою очередь, обратил внимание на ключевую роль маркировки в обеспечении качества продукции:

«Решением проблемы контрафакта и обеспечения надлежащего качества товаров в MLM-индустрии выступает маркировка. „Честный знак“ уже показал себя в роли эффективного инструмента: в духах и парфюмерии показатель обеления рынка зафиксирован на уровне 35%. В БАДах маркировка помогла выявить почти в 8 раз больше импортеров и на 95% больше производителей. С 1 мая 2025 года поэтапно вводится маркировка в косметике. Важно, что каждый человек может в любой момент проверить подлинность товара, информацию о его составе и производителе с помощью мобильного приложения "Честный знак"».

Эффективность современной сетевой модели продаж подтверждает ее выход за рамки отрасли. Так, об опыте «Альфа-банка» рассказал Иван Пятков:

«В какой-то момент мы поняли, что наши привычные каналы продаж достигли предела эффективности, и рискнули внедрить сетевую модель. Результаты говорят сами за себя. Прирост клиентской базы на 46% за этот год — это огромный успех. Проект сетевых продаж стартовал чуть больше года назад, и за это время он вошел в число трех ведущих каналов по масштабам привлечения новых клиентов. Причем именно этот канал приводит в „Альфа-банк“ самых качественных клиентов».

Возвращаясь к вопросу недостаточности государственного регулирования, Петр Чубаров подчеркнул, что практически все эти годы отрасль функционировала без инструментов регуляции. В то же время ситуация начала меняться, считает спикер: так, подтверждением этому является увеличившееся внимание со стороны государства и появление серьезных исследований отрасли.

Чубаров также обратил внимание на такую проблему сегмента, как наличие зарубежных компаний, которые декларировали уход с российского рынка, но продолжают фактически работать, при этом избегая социальной ответственности.

«Когда компании не соответствуют действующему законодательству и регулятивным нормам, платят за это не они сами — платят люди. Люди, которые приходят в компанию, начинают с ней сотрудничать, думают о своем будущем, вкладывают свое время. А потом, когда компания уходит с рынка, этих людей просто „кидают“. Не могу подобрать другого слова. Так что доверия иностранным компаниям у рынка больше нет».

Возвращаясь к теме развития отечественного MLM-бизнеса, Андрей Шаромов отметил, что работа «Альфа-банка» в формате MLM — это важный признак эволюции отрасли.

«Появление „Альфа-банка“ — это, можно сказать, новый этап развития MLM-бизнеса в России. Сетевой бизнес вступает в новую фазу, где ключевую роль начинают играть финтех и высокие технологии. Это уже совершенно другая экономическая ситуация, и это очень хорошо».

Также Шаромов обратил внимание на то, что падение MLM-рынка в 2022 году было не настолько значительным, как в других отраслях, а сам объем рынка свидетельствует о значении, которое приобрел сегмент MLM в экономике.

«Очень важно, что MLM-бизнес вкладывается в свою репутацию, осуществляет благотворительные проекты и, конечно, создает новые рабочие места. MLM-компании чувствуют себя уверенно, имеют потребителей, лидеров и драйверы развития, поэтому я считаю, что перспективы у отрасли есть», — заключил спикер.

Основными вызовами для отрасли MLM, по замечанию спикера, являются ценностный разрыв между менталитетом российских потребителей и американской культурой индивидуального успеха, где MLM изначально возник как модель, а также действия нечистоплотных игроков, бросающих тень на всю MLM-индустрию. Только преодолев этот ценностный разрыв, уйдя от жесткой тональности агрессивных продаж, MLM-компании смогут добиться устойчивого успеха. Появление на рынке крупных российских компаний-лидеров, включая финтех, задает вектор развития, — считает Шаромов.

Также на форуме много внимания было уделено обсуждению актуальности и важности введения официального статуса сетевого предпринимателя. По мнению экспертов, такой статус помог бы лучше регулировать отрасль и более грамотно выстраивать отношения между государством, бизнесом и его клиентами. Так, Петр Чубаров подчеркнул:

«Статуса сетевого предпринимателя с законодательным определением у нас пока нет — хотя необходимость в его появлении назрела. Большинство людей, размышляя о МЛМ, не осознают, что за этой моделью стоят многомиллиардные обороты и полноценное производство. Чтобы защитить как потребителей, так и добросовестных участников рынка, необходимо завести всех игроков в единое правовое поле. Чтобы каждый мог отличить нормальную компанию от финансовой пирамиды. Это обеспечит больше доверия к индустрии и создаст условия для её устойчивого роста».

В России большинство ведущих компаний видят своей миссией улучшение жизни в стране — создают и участвуют в масштабных благотворительных и социальных проектах. О работе фонда «Солнечный город» рассказал директор дивизиона развития сектора некоммерческих организаций АСИ Владимир Вайнер:

«9 000 предпринимателей, входящих в компанию NL International, являются постоянными донорами фонда, финансирующего социальные программы. "Солнечный город" — это крупнейшая инфраструктурная и экспертная организация в России, работающая с социальным сиротством, детьми, оставленными без попечения родителей, и детьми, находящимися в больницах. Это яркий пример того, как MLM-бизнес может интегрироваться в социально значимые проекты, внося реальный вклад в развитие общества».

Генеральный директор союза «Здоровье Здоровых» и соруководитель направления «превентивная медицина» Национальной технологической инициативы Сергей Чудаков, в свою очередь, подчеркнул большое значение MLM-бизнеса в сфере здоровья:

«MLM — это традиционно бизнес в сфере красоты и здоровья, с этого он начинался. Координируя деятельность в рамках Национальной технологической инициативы по инновационному развитию рынка здоровья в России, я хотел бы выразить благодарность MLM-индустрии за то, что она является костяком этого рынка. MLM-компании стали основой для популяризации биологически активных добавок в нашей стране — и выступили двигателем для развития российского производства в этом сегменте».

Важнейший социальный эффект MLM-бизнес оказывает и как школа предпринимательства:

«Сетевой бизнес — это отличная возможность прикоснуться к предпринимательской деятельности, понять её основы, разобраться в логике, моделях, которые там работают, и определиться со своим будущим профессиональным и жизненным путём. Это один из входов в экономическое пространство, который помогает понять, как устроена жизнь, и найти свой путь в ней», — резюмировал Владимир Вайнер.

Форум Multi Level Network 2024 стал ярким примером того, как представители бизнеса, государства и экспертного сообщества могут объединяться для обсуждения актуальных вопросов и укрепления позиций MLM-отрасли. Участники выразили готовность к совместной работе, чтобы сделать сетевой маркетинг в России более прозрачным, технологичным и эффективным.